Регулировка тормозной системы автомобиля
Как правило, ручник (ручной тормоз) управляет задними колодками посредством механической проводки, состоящей из троса и нескольких рычагов.
Для регулировки тормозов колеса всегда поднимают, а в некоторых случаях и вовсе снимают с осей. Поднимайте автомобиль, устанавливая домкрат максимально близко к колесу, с которым вы работаете, и поддерживайте его осевой подпоркой.
Тормозные колодки дисковых тормозов автоматически регулируются в зависимости от того, где они установлены (на всех колесах или только на передних).
Автоматический регулятор
Автоматические регуляторы работают от ручного или ножного тормоза. При каждом нажатии рычаг поворачивает барабанное колесо и регулирует положение колодок. Регулятор снабжен механизмом, который предотвращает излишнюю регулировку.
В некоторых автомобилях с барабанными тормозами автоматическая регулировка происходит по мере изнашивания прокладок на колодках, чтобы поверхность колодки всегда находилась на одном и том же расстоянии от барабана.
Если в системе не предусмотрена автоматическая регулировка, вы можете самостоятельно пододвинуть колодку к внутренней поверхности барабана, как только прокладка истончится.
Со временем такие тормоза начинают срабатывать медленнее, т.к. педаль проходит большее расстояние, поэтому им требуется периодическая регулировка.
Колодки барабанного тормоза должны подходить к внутренней поверхности барабана почти вплотную. Так при нажатии педали тормоза срабатывают практически мгновенно.
По мере изнашивания прокладки педаль проходит большее расстояние, снижая скорость срабатывания тормозов.
Клиновидный регулятор
При вращении штыря с квадратным сечением по часовой стрелке клин входит между поршнями и разводит колодки.
Если педаль достигает пола до того, как блокируется тормоз, она преодолевает лишнее расстояние, поэтому необходимо поднять ее, чтобы восстановить тормозную способность.
Большинство барабанных тормозов с ручной регулировкой снабжено одним регулятором, однако некоторые (в частности, барабанные тормоза для передних колес) снабжены двумя.
Осмотрите тормозной щит, который находится за колесом и барабаном. Если вы видите две тормозные трубки или соединительную трубку, которая пересекает щит, значит, у колодки есть два тормозных цилиндра и, вероятно, два регулятора.
Кулачковый регулятор
Штырь регулятора, который проходит сквозь тормозной щит, поворачивает винтовой кулачок к штырю тормозной колодки.
Существуют клиновидные и кулачковые регуляторы. Зачастую конец регулятора представляет собой стержень с квадратным или шестиугольным сечением, который проходит через тормозной щит.
Как правило, такие стержни находятся в углублениях, поэтому их нельзя отрегулировать двусторонним гаечным ключом. Чтобы не повредить регулятор, всегда пользуйтесь автомобильными ключами подходящего типа.
Регулятор с храповиком
Регулятор с храповиком вращает стрежень с резьбой, который разводит тормозные колодки в разные стороны.
Регулятор может включать в себя храповик, доступ к которому осуществляется через отверстие в тормозном щите или через переднюю часть тормозного барабана. Для доступа к такому регулятору, возможно, придется полностью снять колесо с оси.
Регуляторы часто подвергаются воздействию влаги и пыли, поэтому нередко заклинивают. Их необходимо смазывать пропиточным маслом непосредственно перед регулировкой.
Дисковые тормозные колодки всегда неплотно соприкасаются с (барабаном?). Это можно почувствовать или услышать при вращении переднего колеса, когда автомобиль стоит на домкрате.
По мере изнашивания фрикционного материала поршень или поршни в тормозном суппорте пододвигаются к диску, исправляя положение. Ручная регулировка не предусмотрена.
Разумеется, эта система несовершенна. Иногда поршень частично или полностью притирается к суппорту и при нажатии педали тормоза не прижимает колодку к диску.
При частичном притрании поршень болтается даже при полном нажатии педали. В результате задержки тормоза срабатывают неодновременно, и автомобиль уходит в занос, особенно на скользких поверхностях, где тормозное усилие невелико.
Регулировка храповика
Снимите затычку в щите, чтобы увидеть регулятор.
Если для этого вам требуется снять колесо с оси, ослабьте гайки крепления до того, как поднять автомобиль на домкрат, и подоприте колесо осевой подпоркой.
Снимите затычку на щите с нужной стороны и поверните храповик кончиком большой плоской отвертки.
Используйте большую отвертку, чтобы повернуть храповик.
Уточните направление поворота в автомобильном руководстве. Если руководства нет, поверните храповик в произвольную сторону на несколько зубьев. Этого должно быть достаточно для того, чтобы тормозная колодка приблизилась к барабану и больше не двигалась. Если колодка не соприкоснулась с барабаном, поверните храповик в другую сторону на один-два щелчка или до тех пор, пока он не будет свободно вращаться.
Отвинчиваем автоматический регулятор
Используйте шестиугольные болты на щите, чтобы снять колодки с барабана.
Автоматические регуляторы постоянно поддерживают тормоза в рабочем состоянии, однако если по какой-то причине вам необходимо снять барабан, удаление регулятора немного облегчит эту задачу.
Подобные манипуляции допустимы лишь для некоторых моделей (например, Vauxhall).
Иногда тормозной барабан снимается для получения доступа к колодкам и механизму автоматической регулировки.
Снимите колеса, поднимите автомобиль на домкрате и подоприте осевыми подпорками. Отвинтите шестиугольные болты, расположенные на задней части щита. Болты вращаются навстречу друг другу, при этом колодки отделяются от барабана. Системе требуется незначительная регулировка.
После повторной сборки используйте ручник и педаль тормоза, чтобы восстановить функцию тормозов.
Регулировка винтового кулачка
Немного поверните каждый регулятор по часовой стрелке, чтобы пододвинуть колодки к барабану.
Несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы выровнять колодки по отношению к барабану. Поднимите автомобиль на домкрат и подоприте осевой подпоркой.
Смажьте регулятор легким маслом. Чтобы пододвинуть колодки к барабану, поверите регулятор по часовой стрелке, глядя на щит сзади. (Как правило это указание работает для большинства автомобилей. При необходимости сверьтесь с руководством.)
Вращайте регулятор до упора, затем попытайтесь повернуть колесо. Оно не должно двигаться.
Поворачивайте регулятор назад по одному щелчку до тех пор, пока колесо не начнет вращаться свободно. Допустимо наличие негромких звуков от соприкосновения колодки с выступом на барабане.
Помните, что на ведущих колесах всегда есть небольшой захват, вызываемый переключением передач. Для того, чтобы его почувствовать, необходимо повращать колесо перед регулировкой.
Повторите процедуру для других колес, чтобы обеспечить слаженную работу тормозов.
Настройка клиновидного регулятора
Аналогичным образом, поверните регулятор, чтобы заблокировать колесо, а затем понемногу отпускайте его до тех пор, пока колесо не начнет свободно вращаться.
Клиновидные регуляторы очень похожи на кулачковые, т.к. в них тоже есть стрежень с квадратным сечением, который проходит сквозь щит.
Конец, который находится в барабане, представляет собой клин. При движении этого клина колодки сходятся или расходятся.
Для работы с регулятором поднимите автомобиль на домкрат и подоприте осевой подпоркой.
Используйте гаечный ключ. Помните, что регулятор может вращаться в обе стороны.
Для передних колеса регулятор необходимо поворачивать в направлении вращения колес. Для задних колес необходимо воспользоваться рекомендациями из руководства.
Как правило, угол поворота регулятора очень мал.
Смажьте видимую часть стержня легким маслом. Вращайте его одновременно с колесом. Когда колесо перестанет вращаться, немного отпускайте регулятор до тех пор, пока не услышите звук от прикосновения колодки к барабану. При этом колесо должно вращаться свободно.
Заклинивание поршней суппорта
В дисковых тормозах с фиксированным суппортом колодки работают под управлением двух цилиндров, расположенных по бокам диска.
Поднимите автомобиль на домкрат с нужной стороны и попытайтесь повернуть колесо. Если оно вращается свободно, без захвата, попросите помощника аккуратно нажать на педаль тормоза. Колесо должно остановиться практически одновременно с нажатием педали.
Если это не так, снимите колесо и посмотрите на колодки. При наличии зазора между колодками и поверхностью диска поршень, скорее всего, заклинило.
Неподвижный поршень также может плотно прижимать колодки к диску.
В результате тормоза срабатывают не одновременно, колеса вращаются с захватом, прокладки быстро изнашиваются, а расход топлива увеличивается.
Чтобы определить наличие проблемы, нажмите педаль тормоза, отпустите ее и попытайтесь повернуть колесо. Оно должно вращаться без лишних усилий. Если это не так, поршень застыл в одном положении.
Для решения проблемы необходимо разобрать весь блок и почистить его. Лучше будет поручить эту задачу специалистам со станции технического обслуживания. Как правило, поршни клинит от плохой погоды, коррозии или износа. В этом случае требуется замена сборки суппорта.
В системах с плавающим суппортом присутствует один цилиндр с двумя поршнями. Каждый из поршней, подвижно соединенных между собой, воздействует на свою колодку.
В этом случае существует еще одна причина неисправности (избыточного или недостаточного соединения составных частей суппорта).
Оба поршня располагаются с одной стороны суппорта, корпус которого немного перемещается, чтобы поддерживать достаточное давление. Пыль и коррозия затрудняют это движение.
Для устранения проблемы необходимо почистить все подвижные части и использовать смазку, рекомендованную производителем.
Суппорт скользящего типа имеет один цилиндр с двумя поршнями. Один поршень относится к одной колодке, а другие работают со второй колодкой через шлицевое соединение.
Регулировка тормозов и настройка регулятора давления
Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Когда речь заходит о тормозах автомобиля, автоматически хочется начать материал с банальных, но, всегда актуальных слов: Тормозная система автомобиля – это ваша безопасность. Не поспоришь.
Исправность тормозной системы особенно актуальна сегодня, когда на дорогах мощные, скоростные автомобили.
А для того, чтобы тормозная система добросовестно справлялась со стоящими перед ней задачами, она требует постоянного обслуживания.
Сюда входит: и систематическая проверка уровня тормозной жидкости, и диагностика трубопроводов тормозной системы, и регулировка, как дисковых, так и барабанных тормозов.
Когда необходима регулировка тормозов автомобиля
Регулировка тормозов условно может быть разделена на полную регулировку, и текущую регулировку. Полная регулировка тормозов включает в себя разборку тормозного механизма для замены или регулировки.
Частичная регулировка тормозов проводится, как правило, своими силами в гараже. Основное внимание здесь уделяется тому, как работает регулятор давления задних тормозов. Особенно важно настроить регулятор давления задних тормозов, после проведения тюнинга тормозной системы. Т.е. если вы произвели замену барабанных тормозов на дисковые.
Регулировка тормозов проводится при замене тормозных колодок или замене тормозного диска. А, как правило, эти операции совершаются одновременно, то сразу же проводится регулировка тормозов.
Для регулировки дисковых тормозов, и вообще тормозов на различных моделях иномарок, существует, в первую очередь, Инструкция по эксплуатации и ремонту для вашего автомобиля.
Традиционная регулировка тормозов включает в себя:
- регулировку привода тормозов (ход педали тормоза);
- регулировку тормозных механизмов (зазор между тормозным диском и тормозными колодками), кроме того, в обязательном порядке проверяется и настраивается регулятор задних тормозов;
- регулировка стояночного тормоза (ручника).
Важно! Перед началом регулировки передних тормозов, необходимо проверить правильность регулировки подшипников. А если сзади у вас установлены дисковые тормоза, то проверить и состояние регулировки подшипников задних колес.
Регулировка привода тормозов (свободного хода педали)
Проводится для того, чтобы обеспечить требуемый зазор между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра. Шаг свободного хода педали нужно уточнить в мануале, т.к. он может быть разным, и зависеть от типа тормозной системы вашего авто.
Регулировку привода проводят путём изменения длины толкателя, навертывая его на соединительную тягу. Добившись нужной длины свободного хода педали, контрагайка заворачивается и вы ещё раз должны проверить соответствие величины свободного хода, параметрам, указанным в руководстве.
Регулировка зазора между колодками и тормозными барабанами
Подобная регулировка тормозов требуется после определенного времени эксплуатации. Увеличивается износ фрикционных накладок, соответственно, увеличивается зазор. В этом случае, педаль при торможении заметно уходит вперед, приближаясь к полу.
Текущая регулировка производится посредством эксцентриков, которые находятся выше осей колес, выходя наружу, через опорные щиты тормозов. Регулировка эксцентриков, как и любая регулировка тормозов, проводится в подвешенном состоянии колеса.
Проворачивая колесо, одновременно регулируется эксцентрик до той величины зазора, пока колодка не начнет тормозить колесо.
Настройка регулятора давления тормозов
Регулятор давления тормозов располагается сзади, и предназначен для равномерного распределения тормозного усилия на заднюю ось.
Проверка работоспособности регулятора производится с помощником. При нажатии на педаль тормоза, помощник наблюдает за регулятором. Если рычаг (поршень) выдвигается из корпуса регулятора, то остаётся только проверить давление.
Давление в регуляторе тормозов проверяется при помощи манометра для измерения давления в тормозной системе. Если таковой у вас отсутствует, то желательно обратиться в автосервис.
Регулировка стояночного тормоза
В случае, если «ручник» уже ощутимо не выполняет свои функции, и это заметно во время остановки на уклоне, либо увеличился ход рычага при постановке авто на «ручник», требуется регулировка.
Регулировка стояночного тормоза производится путём подтяжки привода (тросика) эксцентриком. Подтяжка осуществляется на каждом колесе отдельно. Если эксцентрики вышли из строя и не достигается нужный зазор, то, придётся менять эксцентрики. После регулировки и установки барабанов на места, проверьте натяжение центрального тросика, а при необходимости, подтяните его.
Очень важное отступление. Если вы сомневаетесь в том, что сможете провести регулировку тормозов своими руками, то лучше всего обратитесь к мастеру. Всё – таки это тормоза. Безопасность ваша и окружающих.
Как настраивать барабанные тормоза?
Хотя новые модели автомобилей, которые сейчас выпускаются на заводах производителей, оснащены дисковыми тормозами (впереди и сзади), процент автомобилей, оснащенных передними дисковыми и задними барабанными тормозами, все еще намного выше.
Мы предполагаем, что ваш автомобиль также оснащен передними дисковыми и задними барабанными тормозами, и если наше предположение верно, по крайней мере, хотя-бы раз вы задавались вопросом, как отрегулировать тормоза этого типа.
Поэтому мы попытаемся рассказать вам немного больше о барабанных тормозах и покажем, как их настроить самостоятельно (если вы хотите попробовать).
Какова цель барабанных тормозов?
Назначение этого типа тормозов такое же, как и у дисковых, или, другими словами, основное назначение барабанных тормозов — обеспечить плавное торможение автомобиля при нажатии на педаль тормоза.
В отличие от дисковых тормозов, которые состоят из тормозного диска, колодок и суппорта тормоза, барабаны имеют немного более сложное устройство, которое включает в себя:
Тормозной барабан — изготовлен из чугуна и его целью является остановка автомобиля при нажатии на педаль тормоза. Барабанный тормоз прикручен к ступице колеса и вращается вместе с ней.
Тормозной суппорт — это фрикционная часть барабанного тормоза, без которой его работа абсолютно невозможна. Во время наложения тормоза колодка соприкасается с тормозным барабаном. Тормозная колодка состоит из первичной тормозной колодки (первичной колодки) и вторичной тормозной колодки (вторичной колодки)
— используется для того, чтобы суппорт тормоза прикладывал нагрузку к барабану при включении тормоза. Этот цилиндр содержит поршень, который при нажатии на педаль тормоза заставляет тормозную колодку давить на внутреннюю поверхность барабана, чтобы остановить движение колеса транспортного средства.
Возвратные пружины — втягивание тормозной колодки используется при отпускании тормоза. Обычно есть две пружины: одна для первичной обуви и одна для вторичной обуви.
Саморегулирующийся механизм — он поддерживает минимальное расстояние между тормозным суппортом и барабаном, чтобы они не касались друг друга, когда педаль тормоза не нажата. В случае, если колодки начинают изнашиваться и расстояние между суппортом и барабаном увеличивается, этот механизм может отрегулировать его до определенной точки, чтобы тормоза продолжали эффективно работать.
Вы можете сами убедиться, что устройство этого типа тормозов немного сложнее, но если вы хорошо позаботитесь о них и регулярно их настраиваете, они могут работать в течение длительного времени без необходимости их замены.
Как работают барабанные тормоза?
Когда вы нажимаете педаль тормоза, давление рабочей жидкости в системе увеличивается и давит на поршни рабочего тормозного цилиндра. Это, в свою очередь, преодолевает силу соединительных (возвратных) пружин и активирует тормозные колодки. Подушки сильно прижимаются к рабочей поверхности барабана, замедляя скорость колес автомобиля. Из-за сил трения, которые создаются между колодками и барабаном, колесо останавливается.
После отпускания педали тормоза возвратные пружины возвращают колодки в исходное положение.
Почему вы должны регулировать барабанные тормоза?
Для правильного функционирования этого типа тормозов — тормозные колодки должны оставаться близко к барабану, не касаясь его. Если они отодвигаются слишком далеко от него (если колодка изнашивается), когда вы нажимаете педаль тормоза, поршню потребуется больше жидкости, чтобы колодки давили на барабан, и педаль тормоза опускается на пол, когда вы нажимаете ее для тормоения.
Это правда, что в барабанных тормозах есть саморегулирующийся механизм, но со временем его функции снижаются, и поэтому тормоза приходится настраивать вручную.
Как настроить барабанные тормоза?
Прежде чем мы расскажем вам основные шаги для настройки этого типа тормоза, вы должны знать, что не все барабанные тормоза являются регулируемыми. Поэтому очень важно, прежде чем что-либо делать, прочитать документацию о своем автомобиле, чтобы узнать, есть ли у вашей марки и модели автомобиля регулируемые барабанные тормоза или нет.
Регулировка тормозов не требует использования специальных инструментов, и время, которое вам потребуется для их регулировки (особенно если вы новичок), составляет приблизительно один час.
Итак, вот как отрегулировать барабанные тормоза
Шаг 1 — Предоставить необходимые инструменты
Как мы упоминали некоторое время назад, инструменты, которые вам понадобятся для осуществления настройкой, являются наиболее распространенными, и вы наверняка найдете их в домашней мастерской. Это домкрат и подставка для подъема автомобиля, набор ключей, отвертка с плоским лезвием или регулировочный инструмент, динамометрический ключ, несколько чистых тряпок и защитные очки.
Шаг 2 — Поднимите заднюю часть автомобиля
Выберите ровное место и поднимите его сначала домкратом, затем установите подставку, чтобы поднять автомобиль так, чтобы вам было удобно работать.
Убедитесь, что вы правильно подняли автомобиль и надежно закрепили его, что он не вызовет проблем при регулировке тормозов.
Шаг 3 — Снимите шины
Чтобы получить доступ к задним барабанным тормозам, после подъема автомобиля необходимо снять задние колеса автомобиля. С помощью гаечного ключа открутите колесные гайки и отложите их в сторону. Сделайте то же самое с другим колесом. Уберите гайки и поместите их там, где вы легко найдете их позже.
Шаг 4 — Найдите элемент управления барабанного тормоза
Тормозной регулятор расположен внутри барабана. Если вы не видите его, используйте фонарик, чтобы осветить его и лучше рассмотреть. Как только вы найдете его, снимите резиновый колпак, который защищает его, и вставьте конец регулировочного инструмента или плоскую отвертку в отверстие. Вы должны почувствовать зубья звездочного колеса кончиком отвертки.
Шаг 5 — Отрегулируйте тормоза
С помощью регулировочного инструмента или отвертки с плоским лезвием и начните регулировку тормозов, поворачивая звездообразное колесо.
Когда вы настраиваете звездочное колесо — вам нужно знать, что вы на самом деле делаете. Поэтому поверните барабан рукой так, чтобы колесо вращалось. Если вы чувствуете, что напряжение увеличивается, это означает, что ваш подход правильный, и вы действительно регулируете тормоза. Однако, если вы чувствуете, что напряжение падает и барабан вращается очень свободно — регулировка не удалась, и вы должны повернуть звездное колесо в противоположном направлении.
Шаг 6 — Проверьте натяжение обуви к барабану.
Чтобы убедиться в правильности настроек, выполните еще один тест, поворачивая барабан каждые четыре-пять оборотов звездообразного колеса. Барабан должен свободно двигаться, но вы можете почувствовать скольжение колодки, которое касается его, когда вы поворачиваете колесо.
Шаг 7 — Центрируйте тормозные колодки и стояночный тормоз
Убедившись, что вы завершили регулировку, осторожно садитесь в автомобиль и одновременно нажимайте педали тормоза и стояночного тормоза, чтобы отцентрировать суппорты и правильно интегрировать стояночный тормоз.
Шаг 8 — Проверьте баланс натяжения тормоза
Попросите друга помочь вам с этим шагом, нажав педаль тормоза. Давление на педаль должно быть достаточным для затягивания тормозных колодок, но все же позволяет вращать барабан. Если оба барабана работают с одинаковым напряжением, это означает, что ваши тормоза отрегулированы. Если нет, вам придется поработать немного усерднее, чтобы правильно их настроить.
Шаг 9 — Установите на место резиновую втулку, наденьте колеса и затяните гайки.
Этот шаг является предпоследним. Закончив регулировку, просто вставьте втулку в отверстие, вставьте колеса и хорошо затяните гайки.
Шаг 10 — Снимите машину и протестируйте
Снова используйте домкрат, чтобы поднять автомобиль, чтобы вы могли выдвинуть подставку, на которую вы его изначально поставили. Затем осторожно снимите домкрат и ваш автомобиль готов к испытаниям.
Перед началом теста несколько раз «прокачайте» педаль тормоза, чтобы убедиться, что педаль работает правильно. Проверьте тормоза в безопасном месте. Если педаль опускается или вы чувствуете ее залипание, это указывает на то, что регулировка не удалась, но если все прошло хорошо, вы можете с гордостью поздравить себя с тем, что вам полностью удалось отрегулировать барабанные тормоза вашего автомобиля.
Прежде чем мы расстанемся, давайте посмотрим, каковы преимущества и недостатки барабанных тормозов
Этот тип тормозов отличается более простым производством и определенно более низкой ценой (по сравнению с ценой на дисковые тормоза). Кроме того, они достаточно эффективны, потому что площадь контакта между колодками и барабаном больше.
Среди их основных недостатков: их большая масса по сравнению с дисковыми тормозами, более слабое охлаждение и нестабильность при торможении при попадании воды или грязи в барабан. К сожалению, эти недостатки довольно серьезны, поэтому в последние годы почти все производители автомобилей перешли на использование только дисковых тормозов.
Вопросы и ответы:
Можно ли заменить барабанные тормоза на дисковые? Да. В этом случае потребуется новая ступица и установочные наборы, состоящие из суппортов, колодок, дисков, шлангов, болтов и крепежных элементов.
Как правильно настроить барабанные тормоза? Это зависит от модификации тормозной системы. Во многих современных авто для регулировки колодок имеется сервисное окошко (закрыто резиновой заглушкой). Через него сводятся колодки.
Как узнать дисковые или барабанные тормоза? Если форма колесного диска позволяет, нужно заглянуть на ступичную часть со стороны подкрылка. Видно отшлифованный диск с суппортом – дисковая система. Видно закрытый барабан – барабанная.
Источник http://17koles.ru/how/regulirovka-tormoznoy-sistemy-avtomobilya
Источник https://cartore.ru/94-regulirovka-tormozov-svoimi-rukami.html
Источник https://avtotachki.com/kak-nastraivat-barabannye-tormoza/