Мотор вместо багажника: 10 авто с такой конструкцией — от самых древних до новинок
Первый запатентованный автомобиль, разработанный и построенный немецким инженером Карлом Бенцем, представлял собой коляску с сиденьем, тремя колесами и расположенным сзади одноцилиндровым бензиновым двигателем. Выпускалась машина с 1885 по 1893 годы.
Motorwagen обладал объемом мотора в 0,954 л, что при 250 об/мин позволяло развивать мощность в 0,66 л. с. Первая автоколяска была сравнительно доступна: за нее просили 600 марок (примерно 4000 долларов в современных реалиях). Автомобиль выпускался 13 лет, всего за это время было продано 25 единиц техники.
Это авто стало началом истории самого старого и уважаемого автоконцерна Daimler. Впоследствии немецкие инженеры не раз возвращались к классической заднемоторной конструкции: идея была реализована в раритетном Mercedes-Benz 130 и современном Smart.
Рокировка мотора и багажника. Топ-10 автомобилей с двигателем сзади
Не только компания Porsche остается по сей день верна заднемоторной компоновке автомобиля: за последние годы новые модели подобной конструкции выпустили Renault, Smart, Tata и другие марки. Похоже, рано мы списали заднемоторные автомобили и стали считать их тупиковой ветвью автомобильной эволюции. Если оглянуться назад, то окажется, что это направление всегда было очень любопытным и даже востребованным. Первый в мире автомобиль был заднемоторным, самая массовая машина в мире — тоже заднемоторная, не говоря уже о культовых заднемоторных спорткарах… Мы выбрали десять наиболее интересных моделей с подобной компоновкой — от самых первых транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания до свежих разработок.
От размещения мотора зависят два принципиальных момента: развесовка автомобиля и пространство в салоне. Если ставить во главу угла первое, то неизбежно пожертвуешь вторым. Скажем, для суперкаров важно, чтобы основная масса машины была сконцентрирована ближе к центру, поэтому создатели этих моделей зачастую используют центральномоторную компоновку: двигатель размещается прямо за спинами водителя и переднего пассажира, фактически вместо заднего «дивана». А вот в «гражданских» машинах двигатель имеет смысл располагать в переднем или заднем свесе кузова, чтобы в базе оставалось максимальное полезное пространство для седоков и поклажи.
У заднемоторной компоновки есть несколько плюсов, и в первую очередь они важны для машин сверхкомпактного класса. Раскрылся этот факт в 50-е годы, когда в послевоенной обедневшей Европе автопром сделал ставку на доступные микроавтомобили. Размещение мотора сзади оказалось самым передовым и недорогим решением: не нужно тянуть под днищем карданный вал, загрузка ведущих колес — оптимальная. В отличие от переднеприводных моделей можно обойтись без ШРУСов, ведь задние колеса не нужно поворачивать. В те годы заднемоторная компоновка получила большое распространение на рынке. Да и по сей день для компактных машин размещение мотора сзади остается относительно распространенным вариантом.
Со спорткарами все не так однозначно. С точки зрения законов физики, для скоростной машины мотор, смещенный до предела назад, сулит минусы. Из-за большого груза, «привязанного» к хвосту, в вираже автомобиль стремится провалиться в глубокий занос и развернуться. Задняя часть — тяжелее носа, и при скольжении она, грубо говоря, пытается опередить переднюю часть. Значительная мощность только способствует тому, что корма становится нестабильной в поворотах. Ситуация осложняется еще тем, что передние колеса недостаточно загружены, от чего нос машины тоже не очень-то держится за нужную траекторию. Это в теории. Но на практике компания Porsche со своей 911-й моделью уже много десятилетий доказывает, что из всех этих особенностей можно извлечь плюсы. Мы расставили самые выдающиеся заднемоторные модели в порядке их появления на свет.
Benz Patent-Motorwagen (1885–1893)
Заднемоторные машины выпускаются столько лет, сколько вообще существуют автомобили: первая запатентованная самобеглая коляска, созданная немецким инженером Карлом Бенцем, представляла собой диван, три колеса и расположенный сзади одноцилиндровый бензиновый двигатель. Рабочий объем в 0,954 л позволял развивать 0,66 л.с. при 250 об/мин. Такие данные привел сам изобретатель. Позже испытания показали, что если раскрутить мотор до 400 об/мин, то можно выжать из него почти целую лошадиную силу.
Первый в мире автомобиль был сравнительно доступен: за него просили 600 марок, что эквивалентно $4000 в нынешнем масштабе цен. За 13 лет выпуска автомобиль Бенца нашел 25 покупателей. Так началась история одного из самых уважаемых автоконцернов в мире, известного нам как Daimler. Любопытно, что впоследствии за всю свою долгую историю немецкий концерн всего несколько раз возвращался к заднемоторной компоновке автомобиля. Из знаковых разработок имеет смысл вспомнить разве что Mercedes-Benz 130 образца 1934 года и Smart, выпускающийся с 1998 года по настоящее время (подробнее об этой микролитражке — ниже).
В настоящее время увидеть первый в истории автомобиль можно в транспортном центре музея в Мюнхене. А в Вене и Дрездене можно найти более поздние копии Benz Patent-Motorwagen.
Volkswagen Beetle (1938–2003)
Когда проектируешь компактный массовый автомобиль, нельзя просто взять более крупную модель и пропорционально уменьшить ее узлы и агрегаты: гораздо рациональнее создавать миниатюрную машину «с нуля» по собственной компоновочной схеме. Такому принципу последовал Фердинанд Порше в 30-е годы, когда Адольф Гитлер заказал ему разработку «народного автомобиля».
Простой по конструкции мотор, размещенный сзади, — это была инженерная находка. Впоследствии компактные Фиаты, BMW, Запорожцы унаследовали у «Жука» это решение. И не в последнюю очередь фольксвагеновская модель прославилась как предвестник спорткаров Porsche. Оппозитное расположение цилиндров, воздушное охлаждение двигателя — все это появилось на «Жуке» еще в 30-е годы. Всю свою долгую историю (до начала XXI века!) модель прожила с 4-цилиндровыми воздушными «оппозитниками» объемом 1,1–1,6 л.
Послевоенный бум малолитражек на Западе не подкосил успех «Жука», а, наоборот, только подхлестнул. Дальше триумф распространился на весь мир: модель стала успешной и в Америке, и в Австралии. «Жук» пережил всех конкурентов, став самым массовым автомобилем в истории. По миру он разошелся тиражом в 22 миллиона экземпляров. До последнего держался на конвейере в Бразилии. Volkswagen Beetle, который выпускают сегодня, похож на легендарного предшественника лишь линиями кузова. Мотор у этого автомобиля расположен спереди.
Isetta (1953–1962)
Смешной микроавтомобиль, похожий на пузырь, прославился как одна из самых необычных моделей в истории BMW, которая спасла баварскую фирму от банкротства (хотя корни этого автомобиля — итальянские). Сделать конструкцию машины еще компактнее, дешевле и проще, кажется, нереально: кузов получил всего одну дверь, распахивающуюся вперед, при этом руль откидывался вместе с дверью — иначе в салон было не попасть. И двигатель, разумеется, расположили сзади.
Дверь Изетты — как у холодильников тех времен, и это не случайно. Разработала автомобиль итальянская фирма Iso SpA, которая ранее выпускала как раз холодильники, ну а BMW приобрела лицензию на производство модели и развила идею. Исходная версия имела под капотом 236-кубовый одноцилиндровый мотор от мотороллера, развивавший 9,5 сил. Ведущим было единственное заднее колесо, мест в салоне — лишь два. Модификации, которые выпустили баварцы, уже больше походили на полноценные автомобили. Например, BMW Isetta 600 имела четыре колеса, четырехместный салон (для доступа на задний диван на правом борту появилась вторая дверь), а мотор, как следует из названия, стал 600-кубовым (почти в 20 л.с.).
BMW Isetta сыграла свою историческую роль: в 50-е годы она была самой массовой моделью в гамме BMW и серьезно укрепила финансы компании. Также Изетту по лицензии выпускали в Бразилии, Франции и Великобритании.
Fiat 600 и 500 (1955–1969 и 1957–1975)
Миниатюрные итальянские хэтчбеки, которые нам известны как прототипы «Горбатого» Запорожца, в свое время были лицом итальянского автопрома. В 1955 году Fiat выпускает свою первую заднемоторную модель — Fiat 600, — и сразу успех на рынке. Двумя годами позже появилась еще более компактная модель, Fiat 500, и успех был еще больше. Общий тираж этих машинок за 20 лет выпуска превысил 6,5 миллиона экземпляров.
«Шестисотка» отличалась 4-цилиндровым рядным мотором с жидкостным охлаждением. У «пятисотки» был 2-цилиндровый «воздушник». Когда в новом тысячелетии итальянцы решили возродить свою легендарную малолитражку, о заднемоторной компоновке речь уже не шла. Пришлось выбирать из платформ, имевшихся на тот момент в распоряжении Фиата, подошла «тележка» от Панды. Появившийся в 2007 году новый Fiat 500 стал европейским бестселлером, как и его легендарные предшественники. Однако по технической части это уже вполне обыкновенная переднемоторная и переднеприводная модель.
Chevrolet Corvair (1959–1969)
В октябре 1959 года журнал Time вышел с обложкой, на которой был изображен синий седан с «полупрозрачной» задней частью, сквозь которую был виден мотор. Ради дополнительного акцента художник даже нарисовал поверх картинки стрелку, показывающую, что двигатель переехал спереди назад. Надпись на обложке гласила, что теперь у каждого будет по две машины в гараже, поскольку рынок начинают завоевывать компактные и недорогие модели. Речь шла про Chevrolet Corvair, который вошел в историю как единственная массовая модель американского автопрома, имевшая размещенный сзади мотор, к тому же с воздушным охлаждением.
Улыбчивый американец на обложке — Эдвард Коул, главный идеолог этого проекта — впоследствии ставший президентом GM. Он не побоялся воплотить в Corvair много смелых решений. Например, в качестве силовых установок были выбраны почти целиком алюминиевые 6-цилиндровые «оппозитники» рабочим объемом от 2,3 до 2,7 л. В американском автопроме заднемоторная компоновка не прижилась, но Chevrolet Corvair все равно сыграл свою историческую роль. Многие особенности конструкции и дизайна оказались передовыми для того времени, и это повлияло на весь класс массовых и относительно недорогих машин в США. За Corvair в 60-е годы просили $2000–2600, и эта модель нашла 1,8 миллиона покупателей.
«Запорожец» ЗАЗ-965/966/968 (1960–1994)
Три десятка лет советские дворы просыпались от характерного тарахтения мотора, которое было ни с чем не спутать. И «Горбатый», и «Ушастый», и последняя модификация ЗАЗ-968М своим непередаваемым звуком обязаны экзотической конструкции мотора: двигатель был V-образный, 4-цилиндровый, с воздушным охлаждением. При всей внешней схожести с Фиатами и другими иномарками тех лет, с инженерной точки зрения Запорожцы являлись вполне самостоятельными моделями.
Изначально отечественные конструкторы отказались от идеи копировать рядные итальянские моторы. На этапе проектирования на ЗАЗ-965 испытывали оппозитные двигатели — как на фольксвагеновском «Жуке» — но в серию пошла оригинальная конструкция. V-образное расположение цилиндров сделало агрегат компактнее. Дальше этот мотор стали развивать и модернизировать. Первая модификация запорожского (мелитопольского) двигателя имела рабочий объем в 0,746 л (23 л.с.), потом его увеличили до 0,877 л (27–30 л.с.). Ну а следом появилось новое поколение двигателя — 1,197 л (41 л.с.).
Любопытно, что все «Запорожцы» отличались выдающейся, по меркам легковых машин, проходимостью: хорошо загруженные ведущие колеса, почти 20-сантиметровый клиренс, независимые подвески всех колес и небольшая масса кузова позволяли выбраться из многих сложных ситуаций.
Покупателей не смущало, что капризный мотор заводился с трудом даже в теплую погоду, а в жару воздушного охлаждения могло не хватить: двигатель перегревался. «Запорожец» стал первой советской моделью, доступной каждому, и с первых же дней производства был в дефиците: завод не справлялся со спросом.
Porsche 911 (1964–н.в.)
Во всей длинной истории заднемоторных автомобилей главное действующее лицо — этот немецкий спорткар. Модель продолжает жить на конвейере и развиваться вот уже больше полувека, сохраняя неизменными все основные элементы своей конструктивной концепции (назовем это так). В конце 90-х Porsche все-таки пришлось перейти с «воздушников» на двигатели с жидкостным охлаждением, но размещение мотора в заднем свесе — это святое. С каждым новым поколением Porsche 911 компания продолжает гнуть свою линию, стремясь доказать, что заднемоторная компоновка может быть оптимальным вариантом для спорткара. Учитывая, что в автогонках Porsche 911 входит в число самых титулованных моделей, стоит признать правоту немцев.
Самая первая модель фирмы — Porsche 356 (1948 г.) — получила заднемоторную компоновку в наследство от «Жука», а дальше эта конструктивная особенность стала отличительной чертой всех Porsche 911. Модель, которую запустили в производство в 1964 году, сейчас трудно назвать спортивной: ее базовый 2,0-литровый мотор выдавал всего 130 л.с. Но у этого проекта раскрылся невероятный потенциал. До сегодняшнего дня немецкий спорткар следует заложенному в 60-е году курсу, а мощность выросла многократно. Флагманский Porsche 911 Turbo S развивает 580 л.с. и входит в число быстрейших автомобилей в мире. На разгон до 100 км/ч он тратит менее трех секунд. Управляется — дай бог каждому. Это ли не самое весомое доказательство того, что заднемоторную компоновку рано списывать со счетов?
Конечно, надо принять во внимание, что на одних заднемоторных спорткарах сегодня компания Porsche далеко бы не уехала. Ее бизнес сейчас в первую очередь держится и успешно развивается за счет кроссоверов и переднемоторных моделей — Cayenne и Panamera.
DeLorean DMC-12 (1981–1983)
Знаменитая машина времени из трилогии «Назад в будущее» по задумке ее создателя должна была стать центральномоторным спорткаром, но не сложилось. Мотор V6, совместно разработанный Peugeot, Renault и Volvo, не уместился в базе и его пришлось сдвинуть назад. Можно сказать, что DeLorean DMC-12 вынужденно попал в число заднемоторных автомобилей. Идеальной развесовкой пришлось пожертвовать, да и мощность двигателя оставляла желать лучшего — всего 130 л.с. Но любим мы DeLorean не за это. Дизайн, кузов из нержавеющей стали, киношные заслуги — все это не могло не сделать спорткар культовым.
В прошлом году DeLorean Motor Company объявила, что возрождает производство спорткара. Внешне машина будет повторять дизайн исходной модели, а вот мотор поставят современный (260–300 л.с.). Название фирмы не должно вводить вас в заблуждение: это не та же самая компания, которая выпускала DMC-12 в начале 80-х годов. Нынешняя контора — это фирма по реставрации «Делореанов», теперь решившая стать автопроизводителем. Формально автомобили будут считаться репликой оригинала — но! — более дорогой, чем сам оригинал. Новая машина будет стоить около $100 000, в то время как за хорошо отреставрированный экземпляр (а их сохранилось немало — несколько тысяч) просят вдвое меньше. Прием заказов стартовал прошлой осенью, первые экземпляры должны выпустить в ближайшие месяцы.
Smart (1998–н.в.)
Два сиденья и снизу за ними мотор — почти как у Benz Patent-Motorwagen. В определенном смысле концерн Daimler возродил компоновку первого в истории автомобиля. Разместив двигатель над задней осью, конструкторам удалось практически полностью избавиться от свесов кузова. Такая компоновка была выбрана для того, чтобы сократить габариты до предела, что позволило бы парковать автомобиль даже перпендикулярно к бордюру. Длина первого Smart составляла всего 2,5 м (нынешний Smart Fortwo — 2,7 м).
Первое поколение Смарта получило трехцилиндровые турбомоторы: бензиновые объемом 0,6 и 0,7 л, а также дизельный 0,8 л. Их мощность достигала 41–61 л.с. По сей день марка осталась верна таким двигателям, но их объем и мощность выросли: в наши дни Smart получил 0,9-литровый бензиновый турбомотор (от 71 до 109 л.с.).
Надо отметить, что долгие годы заднемоторная компоновка оставалась отличительной чертой лишь двухместной модели (Smart Fortwo), в то время как четырехместный Forfour базировался на переднемоторной платформе, позаимствованной у Mitsubishi Colt. А в 2014 году со сменой поколений все Смарты стали заднемоторными. Нынешний Forfour, как и Fortwo, базируется на платформе нового Renault Twingo. Кстати, французская малолитражка представляет собой еще один любопытный пример того, что современный автопром все еще видит потенциал в заднемоторной конструкции. С 1992 по 2014 годы хэтчбеки Twingo были переднемоторными и переднеприводными, а три года назад маленький Renault стал заднемоторным и заднеприводным.
Tata Nano (2008–н.в.)
Когда индийский концерн Tata решил разработать самый дешевый автомобиль в мире, заднемоторная компоновка оказалась единственным возможным вариантом уместить узлы и агрегаты в столь миниатюрном кузове. Инженерам пришлось серьезно постараться: на разработку этой модели компания потратила миллиард (!) долларов.
Длина машины едва превышает три метра: она всего на 30 см больше, чем у первого Смарта. Однако в отличие от «немца» Nano рассчитан не на двоих, а четверых седоков! По внешнему виду вообще непонятно, где находится мотор. У Nano и багажника ведь почти нет: модель выглядит как хэтчбек, но изначально она — четырехдверная (поклажу можно бросить из салона за спинку заднего дивана)… И где же двигатель? Воздухозаборники около задних колесных арок дают подсказку: моторчик разместился в самом низу буквально в 20 сантиметрах над дорогой. Двигатель, как и сама машина, крайне миниатюрный: двухцилиндровый агрегат рабочим объемом 0,624 л. Развивает он всего 38 л.с., но для 600-килограммовой машинки этого вполне достаточно.
Первое время компания действительно смогла сделать автомобиль невероятно доступным — за него просили всего $1500, — но долго удерживать такую цену не удалось. Прайс-лист неоднократно переписывали, и к моменту, когда в 2015 году на рынок вышла обновленная GenX Nano, за базовую версию просили уже больше $3000. Правда, за эту цену получился автомобиль поприличнее: наконец, появилась пятая дверь, материалы отделки салона стали лучше, а за доплату в $1000 можно теперь получить такую роскошь, как роботизированную коробку передач.
В последние годы у Tata Nano появились последователи. Например, Bajaj Qute создан по тому же рецепту: высокий однообъемный кузов, двигатель — над задней осью. И цена привлекательная — около $2000. Правда, Bajaj Qute и аналоги — это уже не автомобили. С формальной точки зрения они относятся к разряду квадрициклов.
Ждут ли нас впереди интересные заднемоторные новинки? В классе микроавтомобилей такая конструкция остается одной из оптимальных, так что у Смартов и Renault Twingo могут скоро появиться новые конкуренты. Кроме того, некоторые производители электромобилей видят перспективы в подобной компоновке. Скажем, у BMW i3 и Tesla Model S двигатель немного вынесен за заднюю ось. Правда, делить электрокары на заднемоторные, переднемоторные и среднемоторные нет особого смысла. В развесовке таких машин гораздо большее значение имеет расположение тяжелых аккумуляторов, а не сравнительно легких и компактных электродвигателей. Мотор, по большому счету, умещается между колесами, а сдвинут ли он немного в свес кузова или в базу — не так важно. Так или иначе, заднемоторная компоновка определенно продолжит жить и в эпоху электромобилей.
Volkswagen Beetle
Простое по реализации инженерное решение с размещенным сзади двигателем в Volkswagen Beetle унаследовали многие малолитражки — Fiat, BMW, отечественный «Запорожец». Знаменитый «Жук» оказал влияние и на линейку легендарных спорткаров Porsche. Данная модель Volkswagen (в разных модификациях) выпускалась с 1938 по 2003 годы.
Машина выделялась расположением цилиндров и воздушным охлаждением мотора объемом 1,1-1,6 л. Популярность «Жука» была настолько высока, что даже в тяжелые послевоенные годы модель успешно продавалась по всему миру.
Volkswagen Beetle — самый массовый автомобиль в истории, проданный в количестве 22 миллиона единиц. Последние модели собирали на конвейере в Бразилии. Современная реинкарнация знаменитой машины похожа на легенду лишь внешне, двигатель у нее расположен спереди.
Isetta
Очень необычный микроавтомобиль с итальянскими корнями, визуально напоминающий пузырь, благодаря хорошим продажам спас в свое время немецкий BMW от разорения. Выпускалась Isetta с 1953 по 1962 годы.
Машинка невероятно компактная — кузов с одной дверью, распахивающейся вперед вместе с рулем, 236-кубовый одноцилиндровый двигатель от мотороллера с 9,5 л. с. в задней части, ведущее заднее колесо, два места в салоне.
Разработкой авто изначально занималась итальянская компания IsoSpA, выпускавшая холодильное оборудование, BMW купила лицензию и развила идею. Isetta стала самой массовой моделью концерна на то время.
Tesla Model S
Этот люксовый электромобиль побил мировые рекорды продаж в 2015-2016 годах. Несмотря на свою высокую стоимость, до сих пор пользуется популярностью благодаря своей инновационности, современному дизайну, высоким эксплуатационным характеристикам, экологичности и экономичности.
Его мощный электромотор располагается между задними колесами. Стоит отметить, что такое расположение силового агрегата позволяет лишь условно отнести электрокар к категории транспортных средств с задней компоновкой мотора.
Благодаря легкому и прочному кузову из алюминиевого сплава и расположению аккумуляторных батарей в нижней части, автомобиль имеет низкорасположенный центр тяжести, что благополучно сказывается на его ходовых характеристиках.
Достоинством Теслы является ее вместительный и комфортабельный салон с множество различных опций.
Fiat 600, 500
Эта пара в свое время стала лицом итальянского автопрома. Fiat 600 и Fiat 500 выпускались с 1955 по 1969 и с 1957 по 1975 соответственно. За 20 лет было выпущено более 6,5 миллиона единиц мини-машинок.
«Шестисотый» Fiat имел 4-цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением, тогда как «пятисотка» имела 2-цилиндровый мотор с воздушной системой.
Итальянские малолитражки стали прототипами знаменитого «горбатого» «Запорожца». Современные римейки Fiat 500 и 600 имеют переднемоторную компоновку и по технической части не представляют собой ничего выдающегося.
Peugeot 205 Turbo 16
Внешний вид мало чем отличался от серийной модели 205, а вот технические характеристики были разными. Как и у Golf Turbo Sbarro, двигатель расположен вместо заднего пассажирского ряда.
Чтобы избежать износа и перегрева, был выбран 4-хцилиндровый мотор с турбонаддувом. Объём двигателя составил 1.8 л. Задняя часть кузова была съёмной, упрощая доступ к двигателю, что особенно важно во время соревнований.
Chevrolet Corvair
Это единственный автомобиль американской автопромышленности, вышедший в массовое производство, с размещенным мотором сзади. Выпускалась машина не так долго — с 1959 по 1969 годы. Двигатель Chevrolet Corvair имел воздушное охлаждение.
В США заднемоторная конструкция не получила распространения, но инженерные решения и дизайн (передовые на тот момент) оказали значительное влияние на другие массовые и недорогие американские машины.
Заднемоторная компоновка
За́дний при́вод
— конструкция трансмиссии автомобиля, когда крутящий момент, создаваемый двигателем, передается на задние колеса. Реализовано это может быть при самом различном взаимном расположении двигателя и агрегатов трансмиссии
(см. ряд иллюстрация слева)
.
Для водителя средней квалификации и неэкстремальных условий эксплуатации, передне- и заднеприводный автомобили одного технологического уровня примерно эквивалентны с точки зрения управляемости и безопасности; преимущество переднего привода проявляется обычно лишь на скольких покрытиях — в частности, зимой. И передний, и задний привод уступают в этом отношении легковому полному приводу.
В некоторых дисциплинах автоспорта (например, в шоссейно-кольцевых гонках) задний привод имеет преимущество перед передним, вытекающее из преимуществ заднего привода перед полным и передним на покрытиях с высоким коэффициентом сцепления (сухой асфальт). В то же время в Ралли с присущими этому виду автоспорта скользкими грунтовыми, ледяными и заснеженными трассами с низким коэффициентом сцепления преимущество уже у полного и переднего привода. На заднем приводе при заносе достаточно сбросить газ, чтобы вернуть автомобиль на траекторию. [2]
Задний привод используется почти повсеместно на мотоциклах.
ЗАЗ-965/966/968
«Запорожец» стал первой доступной широким массам людей советской моделью, и с самого начала производства спрос намного превышал предложение. Звезда отечественного автопрома выпускалась в трех модификациях в течение тридцати с лишним лет — с 1960 по 1994 годы.
Знакомому многим специфическому звуку машины способствовала экзотическая конструкция V-образного, 4-цилиндрового мотора с воздушным охлаждением. Несмотря на визуальную схожесть с «Фиатом», с инженерной стороны ЗАЗ-965/966/968 были оригинальными моделями.
Все «Запорожцы» выделялись выдающейся (если сравнивать с другими легковыми автомобилями) проходимостью. Этому способствовала мощная ведущая часть, 20-сантиметровый клиренс, независимые подвески и невысокая масса машины. Правда бывало, что капризный двигатель плохо заводился, а воздушное охлаждение не всегда спасало от перегрева.
Читайте также: Новый Рено Логан 2 цена, фото, видео, комплектации, технические характеристики Renault Logan 2014-2015
Porsche 911
В лице этого спорткара вся длинная история заднемоторных машин. Porsche 911 сошел с конвейера в 1964 году и по сей день продолжает развиваться в техническом плане.
В 90-х годах 20-го столетия автомобиль перевели с воздушного на жидкостное охлаждение, но размещение мотора осталось неизменным. В мире автогонок Porsche 911 считается одной из наиболее титулованных и быстрых моделей. Модификация Turbo S развивает 580 л. с. и стала одним их быстрейших спорткаров. Разгоняется авто до 100 км/ч менее чем за три секунды.
Lada Eva
Автомобиль разработали на Вильнюсском автозаводе. Lada Eva была похожа на ВАЗ 2108, но имела более широкий каркас, куда крепились откидной капот и багажник.
Двигатель ВАЗ-2106 располагался перед задним мостом, но это ещё не всё. Его мощность составляла 300 л.с.! Для сравнения, пиковая мощность Porsche 911 — 231 л.с. Чтобы добиться такого результата, инженеры оставили основной блок от ВАЗ 2106, добавили турбонаддув, поршни, камеры сгорания нестандартной формы и четыре клапана на цилиндр.
DeLorean DMC-12
Знаменитая модель из фильма «Назад в будущее» выпускалась очень короткий промежуток времени — с 1981 по 1983 годы. Мощность заднерасположенного мотора была невысокой — 130 л. с., но по многим другим показателям (чего только стоит кузов из нержавеющей стали) DeLorean считается выдающимся представителем семейства.
На сегодняшний день спорткар стал культовым. Современная реплика оригинала — не более чем дорогая (более 100 тысяч долларов) игрушка, выпускаемая другим производителем.
Smart
Можно сказать, Daimler возродил идеи, заложенные в самый первый автомобиль Benz Patent-Motorwage. Кресла в Smart находятся прямо над двигателем, приводящим в движение заднюю ось. Выпускается машина с 1998 года по сей день.
Габариты кузова уменьшены до предела, длина первой модификации составляет 2,5 м, более современный Smart Fortwo чуть больше, с длиной 2,7 м. Выпускаются как двухместные (Fortwo), так и четырехместные (Forfour) «Смарты».
Мотор вместо багажника: 10 авто с такой конструкцией — от самых древних до новинок
Автомобили с задним расположением двигателя, несмотря на присущие им недостатки, продолжают свою историю, чаще всего в лице маленьких и недорогих моделей. Далее десять машин с такой конструкцией — от самых древних до современных.
Benz Patent-Motorwagen
Первый запатентованный автомобиль, разработанный и построенный немецким инженером Карлом Бенцем, представлял собой коляску с сиденьем, тремя колесами и расположенным сзади одноцилиндровым бензиновым двигателем. Выпускалась машина с 1885 по 1893 годы.
Motorwagen обладал объемом мотора в 0,954 л, что при 250 об/мин позволяло развивать мощность в 0,66 л. с. Первая автоколяска была сравнительно доступна: за нее просили 600 марок (примерно 4000 долларов в современных реалиях). Автомобиль выпускался 13 лет, всего за это время было продано 25 единиц техники.
Это авто стало началом истории самого старого и уважаемого автоконцерна Daimler. Впоследствии немецкие инженеры не раз возвращались к классической заднемоторной конструкции: идея была реализована в раритетном Mercedes-Benz 130 и современном Smart.
Volkswagen Beetle
Простое по реализации инженерное решение с размещенным сзади двигателем в Volkswagen Beetle унаследовали многие малолитражки — Fiat, BMW, отечественный «Запорожец». Знаменитый «Жук» оказал влияние и на линейку легендарных спорткаров Porsche. Данная модель Volkswagen (в разных модификациях) выпускалась с 1938 по 2003 годы.
Машина выделялась расположением цилиндров и воздушным охлаждением мотора объемом 1,1-1,6 л. Популярность «Жука» была настолько высока, что даже в тяжелые послевоенные годы модель успешно продавалась по всему миру.
Volkswagen Beetle — самый массовый автомобиль в истории, проданный в количестве 22 миллиона единиц. Последние модели собирали на конвейере в Бразилии. Современная реинкарнация знаменитой машины похожа на легенду лишь внешне, двигатель у нее расположен спереди.
Isetta
Очень необычный микроавтомобиль с итальянскими корнями, визуально напоминающий пузырь, благодаря хорошим продажам спас в свое время немецкий BMW от разорения. Выпускалась Isetta с 1953 по 1962 годы.
Машинка невероятно компактная — кузов с одной дверью, распахивающейся вперед вместе с рулем, 236-кубовый одноцилиндровый двигатель от мотороллера с 9,5 л. с. в задней части, ведущее заднее колесо, два места в салоне.
Разработкой авто изначально занималась итальянская компания IsoSpA, выпускавшая холодильное оборудование, BMW купила лицензию и развила идею. Isetta стала самой массовой моделью концерна на то время.
Fiat 600, 500
Эта пара в свое время стала лицом итальянского автопрома. Fiat 600 и Fiat 500 выпускались с 1955 по 1969 и с 1957 по 1975 соответственно. За 20 лет было выпущено более 6,5 миллиона единиц мини-машинок.
«Шестисотый» Fiat имел 4-цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением, тогда как «пятисотка» имела 2-цилиндровый мотор с воздушной системой.
Итальянские малолитражки стали прототипами знаменитого «горбатого» «Запорожца». Современные римейки Fiat 500 и 600 имеют переднемоторную компоновку и по технической части не представляют собой ничего выдающегося.
Chevrolet Corvair
Это единственный автомобиль американской автопромышленности, вышедший в массовое производство, с размещенным мотором сзади. Выпускалась машина не так долго — с 1959 по 1969 годы. Двигатель Chevrolet Corvair имел воздушное охлаждение.
В США заднемоторная конструкция не получила распространения, но инженерные решения и дизайн (передовые на тот момент) оказали значительное влияние на другие массовые и недорогие американские машины.
ЗАЗ-965/966/968
«Запорожец» стал первой доступной широким массам людей советской моделью, и с самого начала производства спрос намного превышал предложение. Звезда отечественного автопрома выпускалась в трех модификациях в течение тридцати с лишним лет — с 1960 по 1994 годы.
Знакомому многим специфическому звуку машины способствовала экзотическая конструкция V-образного, 4-цилиндрового мотора с воздушным охлаждением. Несмотря на визуальную схожесть с «Фиатом», с инженерной стороны ЗАЗ-965/966/968 были оригинальными моделями.
Все «Запорожцы» выделялись выдающейся (если сравнивать с другими легковыми автомобилями) проходимостью. Этому способствовала мощная ведущая часть, 20-сантиметровый клиренс, независимые подвески и невысокая масса машины. Правда бывало, что капризный двигатель плохо заводился, а воздушное охлаждение не всегда спасало от перегрева.
Porsche 911
В лице этого спорткара вся длинная история заднемоторных машин. Porsche 911 сошел с конвейера в 1964 году и по сей день продолжает развиваться в техническом плане.
В 90-х годах 20-го столетия автомобиль перевели с воздушного на жидкостное охлаждение, но размещение мотора осталось неизменным. В мире автогонок Porsche 911 считается одной из наиболее титулованных и быстрых моделей. Модификация Turbo S развивает 580 л. с. и стала одним их быстрейших спорткаров. Разгоняется авто до 100 км/ч менее чем за три секунды.
DeLorean DMC-12
Знаменитая модель из фильма «Назад в будущее» выпускалась очень короткий промежуток времени — с 1981 по 1983 годы. Мощность заднерасположенного мотора была невысокой — 130 л. с., но по многим другим показателям (чего только стоит кузов из нержавеющей стали) DeLorean считается выдающимся представителем семейства.
На сегодняшний день спорткар стал культовым. Современная реплика оригинала — не более чем дорогая (более 100 тысяч долларов) игрушка, выпускаемая другим производителем.
Smart
Можно сказать, Daimler возродил идеи, заложенные в самый первый автомобиль Benz Patent-Motorwage. Кресла в Smart находятся прямо над двигателем, приводящим в движение заднюю ось. Выпускается машина с 1998 года по сей день.
Габариты кузова уменьшены до предела, длина первой модификации составляет 2,5 м, более современный Smart Fortwo чуть больше, с длиной 2,7 м. Выпускаются как двухместные (Fortwo), так и четырехместные (Forfour) «Смарты».
Tata Nano
Индийская Tata Nano позиционируется как самая дешевая машина в в мире. Стоимость этого заднемоторного авто, выпускаемого с 2008 года до наших дней, начинается от 2500 долларов в зависимости от комплектации.
По большому счету Nano нельзя назвать полноценным автомобилем, это, скорее, скутер с кузовом. Мощность двигателя и прочие техпоказатели соответствующие. Владельцам концерна пришлось немало потрудиться и вложить в свое детище более миллиарда долларов.
Взгляните на 10 очень разных заднемоторных автомобилей
На ум не приходит ничего кроме Porsche 911 и «Запорожца»? Мы поможем обогатить кругозор.
Новейшие слайд-шоу
Alpine A110
Начнем с классической модели Alpine A110 родом из 1961-го. В отличие от своего современного среднемоторного ремейка, оригинальная двухдверка могла похвастать задним расположением двигателя.
На счету модели громкие успехи в раллийных чемпионатах, всенародная любовь и прописка на сборочных площадках по всему миру – от Испании и Мексики до Бразилии и Болгарии.
Материалы по теме:
BMW i3s (Range Extender)
Если вы считаете забавный высококрыший хэтч BMW i3 чистокровным электрокаром… вы абсолютно правы. И все-таки «баварец» достоин места в сегодняшнем хит-параде. Вот почему.
Выпускавшаяся лишь около года версия с приставкой «REX» оснащалась крохотным мотоциклетным 650-кубовым ДВС, расположенным на задней оси и приводящим генератор для подзарядки батареи.
Такой i3 способен проезжать на одной зарядке около 330 км – на четверть больше обычного.
Porsche 911
Этот автомобиль едва ли нуждается в представлении. Дебютировав в далеком 1964 году, «найн-элевен» сменил без малого десяток поколений, но по сей день остается верен изначальной компоновке.
Больше того: инженеры Porsche раз за разом стирают в труху теории критиков заднемоторных схем. Несмотря на легкую морду и короткую колесную базу, 911-й едет так, как многим «традиционным» конкурентам даже не снилось.
Renault Twingo
Чем примечательно третье поколение крохотного харизматичного «француза»? Да многим! Несмотря на родство со «Смартом» и присоединение к «заднемоторной секте», Twingo умудрился обзавестись парой дополнительных дверей и… стать компактнее предшественника.
Впечатляют и динамические характеристики: топовая версия c приставкой GT, оснащенная форсированной до 110 сил «турботройкой», выстреливает до сотни за 9,6 секунды.
Подробнее о модели:
Skoda 110R Coupe
В середине прошлого века в Млада-Болеславе производили немало заднемоторных автомобилей, включая красивейшую двухдверку 1100 MBX, на которой нам довелось поучаствовать в ретро-ралли.
Сегодня же вспоминаем 110R Coupe родом из 1974-го. По меркам своего времени машина была весьма элегантной и не имела аналогов в Восточной Европе. А еще на такой ездил Брежнев.
Материалы по теме:
Tata Nano
Создатели представленного в 2008 году индийского хетчбэка Tata Nano преследовали благородную цель: предложить человечеству настоящий автомобиль по бросовой цене. Однако что-то пошло не по плану.
Несмотря на действительно демократичный прайс в 100 тысяч рупий (2000 долларов по курсу тех лет), покупатели нарочито убогую машинку не оценили, а план ежегодной реализации 250 тысяч экземпляров провалился.
Тем не менее, для матери-истории Nano – автомобиль крайне ценный. В движение его приводит расположенный сзади 624-кубовый «двухгоршковый» моторчик мощностью 33 силы.
Tatra T77
Разрешите представить – Tatra T77 образца 1934 года. Машина, чьи создатели – Эрих Ледвинка и Эрих Убелакер – заморочились аэродинамикой задолго до того, как это стало мейнстримом, а также первый в мире автомобиль с кузовом понтонного типа.
V-образная восьмерка с воздушным охлаждением «живет» за задним мостом и объединена в один блок с коробкой передач. Машина собиралась исключительно вручную и выпущена тиражом менее 300 штук.
Tucker Torpedo
Автомобиль c этого слайда дебютировал в 1948-м и мог похвастать феерически прорывной для своей эпохи конструкцией: расположенный сзади 9,6-литровый шестицилиндровый «оппозитник» с непосредственным впрыском топлива и гидравлическим приводом клапанов, дисковые тормоза всех колес, независимая подвеска… Но все закончилось максимально печально.
Почувствовав реальную рыночную угрозу со стороны смелого и амбициозного конструктора Престона Томаса Такера, «Большая детройтская тройка» (General Motors, Ford и Chrysler), воспользовавшись административным ресурсом, буквально уничтожила инженера и его фирму.
Тираж машины составил 51 экземпляр. В 1956 году Престон Такер скончался.
Больше историй и судеб:
Volkswagen Kaefer
А теперь ударимся в другую крайность и поговорим о по-настоящему больших масштабах. Звание одного из самых массовых автомобилей (самого – если говорить о неизменности конструкции, а не названии модели) на планете принадлежит «заднемоторнику».
Легендарный Volkswagen Kaefer (он же «Жук»), к созданию которого приложил руку Фердинанд Порше, производился с 1946 по 2003 год и разошелся по миру тиражом 21 529 464 штуки.
ЗАЗ-965 «Запорожец»
Завершаем подборку милым для нашего глаза «Горбатым» ЗАЗ-965. Малыш из Запорожья, приводимый в движение V-образной «четверкой» (!) мощностью от 23 до 30 сил, выпускался с 1960-го по 1969 годы.
О дальних родственниках:
Новейшие слайд-шоу
Легковые автомобили с двигателем внутреннего сгорания в заднем свесе никогда не были особенно популярными. А ныне здравствующих представителей вида, кажется, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Тем не менее, среди этих конструктивно небанальных ребят полно моделей, удостоившихся статуса культовых и оставивших важный след в истории автомобилестроения. Именно о них сегодня и пойдет речь.
Источник https://avto-layn.ru/inomarka/zadnemotornye-avtomobili.html
Источник https://dispetcher-gruzoperevozok.biz/u-kakikh-avtomobiley-dvigatel-szadi/
Источник https://ru.motor1.com/features/445840/rear-engine-cars/