409 двигатель УАЗ Патриот устройство ГРМ, технические характеристики
История Заволжского моторного завода насчитывает вот уже 45 лет. В 1958 году ЗМЗ, на котором производили преимущественно запчасти и литье из алюминиевых сплавов, в небольшом поселке переформировался в моторный завод. Здесь производили силовые агрегаты для Горьковского, Ульяновского, а также Московского автомобильных предприятий.
Первый двигатель, который был собран на нем — это ГАЗ 21 для Волжского автозавода. Моторный завод постоянно наращивал свои возможности и мощность. Постоянно совершенствовалось оборудование, цеха, технологии производства. Особо уделяли на заводе по производству двигателей внимание литейному участку.
В 80-х на этом заводе спроектировали первый 4-цилиндровый и 16-клапанный бензиновый мотор. Его объем составлял 2,3 литра, а работу ДВС контролировал микроконтроллер, который отвечал за систему впрыска и зажигания. Этот двигатель получил название ЗМЗ 4062.
Двигатель 409 инжектор: характеристики, обслуживание, ремонт
Двигатель ЗМЗ 409 инжектор выпускается Заволжским моторным заводом. Принцип устройства мотора достаточно простой, что делает возможным обслуживания и ремонта своими руками. Предназначены данные силовые агрегаты для установки на автомобили Ульяновского автомобильного завода.
Технические характеристики
Производство ДВС 409 началось в 2011 году по заказу УАЗ. Новый мотор должен был заменить устаревшие силовые агрегаты УМЗ. Обладая высокими техническими характеристиками и простой конструкцией, этот движок стал идеальной заменой.
Установка мотора на автомобили Ульяновского автомобильного завода продолжается по этот день. Рассмотрим, какие транспортные средства УАЗ получили ЗМЗ 409: УАЗ Барс, УАЗ Буханка, УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ Пикап, УАЗ Карго, УАЗ Симбир.
Рассмотрим, основные технические характеристики двигателя ЗМЗ 409 инжектор:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Инжектор |
Объем | 2,7 литра (2693 см. куб) |
Мощность | 128 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр цилиндра | 95,5 мм |
Расход | 13,2 литра на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Кроме стандарта Евро 3 существует ряд модификаций, которые стоит рассмотреть:
- ЗМЗ 409.10 — основной мотор, соответствует экологическому стандарту Евро-2. Мощность 143 л.с.
- ЗМЗ 40904.10 — аналог 409.10 с новой ЦПГ, новые прокладки, ДАД, соответствует экологическому стандарту Евро-3. Мощность 128 л.с. Ставится на Патриот, Хантер, Пикап, Карго.
- ЗМЗ 40905.10 — аналог 40904.10, соответствие экологическому стандарту Евро-4. Мощность 128 л.с. Ставится на Патриот, Хантер, Пикап, Карго.
- ЗМЗ 4091.10 — дефорсированный низовой вариант ЗМЗ 40904.10, другой ресивер, распредвалы (подъем 8, фаза 240), прошивка, соответствует экологическому стандарту Евро-3. Используется на буханках УАЗ. Мощность 112 л.с.
- ЗМЗ 40911.10 — аналог ЗМЗ 4091.10, ДАД, соответствует экологическому стандарту Евро-4. Используется на буханках УАЗ. Мощность 112 л.с.
- ЗМЗ 4092.10 — несерийный мотор. Мощность 160 л.с. Используется на Волгах.
Описание силового агрегата
409-й мотор был сконструирован на базе ЗМЗ 406. Высота головок блока у всех движков одинаковая (405, 406, 409). Увеличенный ход коленчатого вала до 94 мм. Новая поршневая группа со смещением в 4 мм. Других изменений новый силовой агрегат не получил.
Обслуживание
Техническое обслуживание движка предполагается после истечения 15 000 км пробега. Так, мотор вмещает в себя 7 литров моторного масла, но при замене потребуется всего 6 л.
Основные масла рекомендованные заводом-изготовителем и автолюбителями является полусинтетика с маркировкой: 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40.
Карта технического обслуживания ничем не отличается от 406-го, и выглядит примерно так:
- 1000-2500 км или ТО-0: замена масла и масляного фильтра.
- 8000-10000 км — ТО-1: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, топливного топлива.
- 25000 км — ТО-2: замена масла, масляного фильтра.
- 40000 км — ТО-3: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, регулировка клапанов.
- 55000 км — ТО-4: замена масла, масляного фильтра, топливного фильтра, замена цепи ГРМ и ремня генератора.
- 70000 км — ТО-5 и последующие: замена масла и масляного фильтра. Каждые 20000 км меняется — топливный и воздушный фильтр, регулируются клапана. Каждые 50000 км пробега — замена цепи ГРМ.
Каждое второе техническое обслуживание требует проверки систем, таких как клапанный механизм, состояние электронного блока управления силовым агрегатом, а также работоспособность датчиков. Регулировка клапанного механизма проводится спустя 50 000 км, или раньше по необходимости.
Зачастую к 70 000 выходят со строя гидрокомпенсаторы, которые нужно менять все вместе, поскольку неизвестно, когда со строя выйдут работоспособные. Смена прокладки клапанной крышки выполняется каждые 40 000 км пробега или при образовании течи из-под неё.
Неисправности и ремонт
Особых неисправностей или проблем вследствие эксплуатации двигателя замечено не было. На некоторых моделях транспортных средств было замечено, что быстро выходили со строя форсунки. Эта проблема устраняется легко — заменой всех впрыскиваемых элементов. Цепь газораспределительного механизма может прослужить около 200 тыс. км, но бывает такое, что не выхаживает и 100 тыс. км, кому как повезёт.
Капитальный ремонт движка должен производиться спустя 250 000 км пробега, но при правильной эксплуатации и обслуживании, может случиться так, что мотор выдержит и 300 000 км.
А вот если манера вождения «Аля» гонщик, то ресурс силового агрегата значительно снижается.
Вывод
Двигатель ЗМЗ 409 получился достаточно хорошим и особых проблем не вызывает. Единственным недостатком являются свечи зажигания, устанавливаемые с завода, а в остальном проблем нет. Обслуживание силового агрегата, стандартное для всех моторов производства Заволжского моторного завода.
Мотор ЗМЗ 409
На конвейер данный мотор поставили в 1996-м году. Сегодня на базе этого ДВС выпускается несколько агрегатов с объемом от 2,3 до 2,7 л. Это установки моделей 406 и 405. Сюда входил и 409 двигатель. Данный мотор преимущественно устанавливался на новые и современные отечественные автомобили УАЗ и ГАЗ. Все поколение этих силовых установок снабжено нейтрализатором газов и производится полностью в соответствии со стандартами ЕВРО-2.
За несколько лет производства двигатели несколько раз подвергались серьезным изменениям и доработкам. В 2003 году была изменена конструкция распределительных валов. На замену башмакам натяжителей, изготовленных из пластика, пришли звездочки, которые позволили избавится от проблемы выхода из строя гидравлических толкателей вследствие засорения моторного масла продуктами износа пластика.
Затем, вместе с тем, что завод перешел на импортные комплектующие для особо важных узлов моторов, руководство задумало еще более серьезные модификации своей продукции. Систему распределительных валов заменили упрощенным узлом. Это сразу отразилось на надежности. Было проделано также много других модернизаций.
Сегодня Заволжский моторный завод — это передовое отечественное предприятие. Продукция, которую выпускают здесь, имеет высокие характеристики и качество.
Тюнинг двигателя ЗМЗ 409
Владельцы машин с этим двигателем в погоне за большими мощностями довольно часто идут на радикальный шаг – замену двигателя на подходящие дизельные агрегаты от мощных импортных внедорожников. Этот шаг позволяет сделать автомобиль гораздо «сильнее» и динамичнее, но стоимость решения может оказаться для рядового УАЗовладельца неприемлемо высока.
Но есть и менее затратные варианты тюнинга:
- Чипование двигателя. ЗМЗ 409 оснащен блоком управления МИКАС 7.2 или 11, который поддается перепрошивке. С помощью специального оборудования и ПО можно переназначить некоторые параметры логики блока, сделав двигатель «резвее» и приемистее.
- Установка турбины или компрессора. Это достаточно популярный шаг, форсировать двигатель компрессором или газовой турбиной стоит несравнимо дешевле покупки нового двигателя, и дает ощутимый прирост мощности. В среднем, турбина позволяет увеличить «силы» двигателя примерно на 30%.
Технические характеристики ДВС ЗМЗ 409
409 двигатель представляет собой 4-х цилиндровый, рядный мотор, который управляет при помощи микропроцессоров. Рабочий объем агрегата составляет 2,6 л, степень сжатия -9. Порядок работы цилиндров организован по схеме 1-3-4-2, коленчатый вал вращается в правую сторону. Максимальные показатели крутящего момента составляют 230 кг-см при оборотах в 3900 об/мин. Масса мотора составляет 190 кг. Система питания этого двигателя представляет собой впрыск топлива в трубу. Система вентиляции, которая применена в этом силовом агрегате, закрытая, принудительного действия, работающая благодаря разрежению в выпускной системе. Система смазки также принудительная, комбинированная, с разбрызгиванием. Система охлаждения представлена в виде жидкостной, принудительной и закрытой. Электрическая часть представлена в виде однопроводной системы.
Привод ГРМ УАЗ Патриот 409
Привод ГРМ Patriot цепной. Правда осуществляется передача крутящего момента от коленвала к распредвалу не напрямую, а через промежуточную звездочку. В итоге привод имеет две отдельных цепи, пару гидравлических натяжителей и несколько успокоителей. Довольно сложная и громоздкая система. Довольно частая поломка натяжителей может вызвать довольно неприятный звук работы двигателя. Схема ГРМ далее на изображении. Для увеличение достаточно кликнуть на картинку.
Характеристики двигателя УАЗ Патриот
- Рабочий объем – 2693 см3
- Количество цилиндров – 4
- Количество клапанов – 16
- Диаметр цилиндра – 95.5 мм
- Ход поршня – 94 мм
- Мощность л.с. (кВт) – 135 (99) при 4600 оборотах в минуту
- Крутящий момент – 217 Нм при 3900 оборотах в минуту
- Тип ГРМ/привод ГРМ – DOHC/цепь
- Марка топлива – бензин АИ 92
- Экологический класс – Евро-5
- Максимальная скорость – 150 км/ч
- Расход топлива по городу – 14 литров
- Расход топлива в смешанном цикле – 13 литров
- Расход топлива по трассе – 11,5 литра
Основная проблема данного двигателя с корой сталкиваются все владельцы УАЗ Патриот, это высокий расход топлива, который при подключенном полном приводе может превышать 20 литров. Любители российского внедорожника решают проблему установкой газового оборудования, тем более что места для размещения баллонов в багажнике Patriot предостаточно.
Конструкция мотора
Рассмотрим конструкцию и основные узлы мотора ЗМЗ 409. Сперва про блок цилиндров. Основным материалом для этого узла послужил серый чугун. Между цилиндрами инженеры сделали специальные каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Моноблочная конструкция уже имеет все необходимое и все отверстия для закрепления навесного оборудования и смазочные каналы. Нижняя часть этого узла оснащена опорами для коренных подшипников для монтажа коленчатого вала. Крышки этих подшипников не поддаются замене.
Головка блока цилиндра изготовлена в виде литой детали из алюминия. ГБЦ оснащена впускными и выпускным клапанами. Каждый из цилиндров оснащен двумя клапанами. Справа располагаются впускные, а слева выпускные клапаны. Гидротолкатели позволили избавится от процесса ручной регулировки зазоров. Теперь зазоры кулачков регулируются в автоматическом режиме.
Поршни также изготовлены из алюминия. Эти детали обладают терморегулирующими вставками. Юбка изготовлена по бочкообразному профилю, а также оснащена специальным микрорельефом, который позволяет значительно улучшить приработку, а также значительно снизить потери трения.
Дно каждого поршня имеет по черные канавки, которые сделаны для того, чтобы максимально предотвратить возможные удары поршня о днище тарелок клапанов при возможных нарушениях работы.
Поршневые кольца монтируются по три на каждый из поршней. На двигатель 409 технические характеристики предусматривают два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Что касается наружной поверхности компрессионного кольца, то она покрывается слоем специального пористого хрома. Нижнее кольцо покрыто оловом, а вся остальная поверхность колец фосфатирована.
Коленвал изготовлен из особо прочного чугуна. Он пятиопорный, для лучшей разгрузки опор оснащен противовесами. Носок коленвала, а также хвостовик идут с резиновыми уплотнениями.
На заводе вал прошел динамическую балансировку. Чтобы исключить перемещения его по осям, инженеры ограничили его при помощи двух шайб, которые расположены с двух сторон среднего или третьего подшипника. Упорные шайбы, в свою очередь, состоят из полушайб.
Конструктивные особенности
Устройство рассматриваемого двигателя просто и достаточно надежно. 409-й обладает прочным чугунным блоком цилиндров (которые расточены прямо в нем), между цилиндрами предусмотрены каналы для хладагента.
Интересно: подразумевалось изначально, что двигатель будет оснащаться разнообразным навесным оборудованием, поэтому в моноблочной конструкции предусмотрели соответствующие каналы для смазки, технологические отверстия, разные в определенных моделях двигателя 409.
Головка блока цилиндров отлита из алюминия, на ней расположены клапаны выпуска и впуска – по 4 на цилиндр. Величина зазора цилиндров регулируется гидротолкателями. В ранних моделях гидротолкатели имели тенденцию к поломке, поскольку башмаки натяжителей изготавливались из пластика, отходы износа которого загрязняли масло. В дальнейшем от этой практики было решено отказаться, и башмаки заменили металлическими «звездочками».
Читать дальше: Дкп автомобиля по наследству
Поршни мотора также алюминиевые и снабжены вставками для терморегуляции. Дно поршней снабжено четырьмя специальными канавками, которые помогают избежать тяжелых поломок от удара поршней о клапаны при неисправностях двигателя.
Важно: поршни от 405 и 409 двигателя – не взаимозаменяемы, поскольку в последнем ось пальца имеет смещение на 4 мм. к днищу.
Поршневых колец – 3 на каждом из поршней: одно маслосъемное, два компрессионных. Последние покрываются напылением из пористого хрома, на нижнее наносится оловянный слой защиты.
Коленвал двигателя – чугунный, для повышения прочности. Коленвал, в сравнении с таковым в 406 модификации, отличается большим радиусом кривошипа и соответственно увеличившимся до 94 мм ходом поршня.
Клапаны – стальные, выполнены из жаропрочного сорта металла, и могут проворачиваться в процессе работы, чем достигается более равномерный их износ.
Интересно: клапаны полностью взаимозаменяемы с таковыми от двигательной установки ВАЗ-2108.
Питание бензином ЗМЗ 409, как упоминалось ранее, инжекторное, смесь впрыскивается в цилиндры двигателя инжектором. Контролируется впрыск электронным микроконтроллером, так реализована, к примеру, топливная система УАЗ «Буханка» с инжекторным 409 двигателем, и прочих образцов от этого концерна.
Газораспределительный механизм
Распредвалы двигателя чугунные. Их конструкция незначительно отличается в зависимости от модификации двигателя ЗМЗ 409. Механизм приводится в действие цепью, уровень натяга которой обеспечивается и регулируется двумя гидронатяжителями – на передней крышке БЦ и на головке.
Внешний вид цепи ГРМ:
Система газораспределения
Распределительные валы в этом моторе изготовлены методом литья. Материалом послужил высокопрочный чугун. Чтобы достичь большей стойкости к износу, поверхность распределительного вала прошла специальную обработку.
Данные детали вращаются на подшипниках, которые образованы головкой цилиндров и специальными съемными крышками, изготовленными из алюминия.
Привод – цепной, двухступенчатый. Система натяжения цепи осуществляется при помощи гидронатяжителей.
Клапаны в этом моторе сделаны из специальной жаропрочной стали. 409 двигатель оборудован клапанами, которые проворачиваются во время работы. Привод осуществляется от гидротолкателей распределительных валов. Так как это двигатель 409, технические характеристики его позволяют не регулировать зазоры вследствие использования гидротолкателей. Клапанные пружины выполнены в виде двойных пружин. Эти детали унифицированы с двигателями от ВАЗ 2108. Гидротолкатели выполнены в виде цилиндрического стакана, а масло подводится из головки цилиндров.
Система охлаждения
Двигатель ЗМЗ 409 оснащен жидкостной, закрытой, принудительной системой охлаждения. Система представлена в виде водяной рубашки на блоке цилиндров, на головке цилиндров, водяного насоса, а также термостата, датчика температуры ОЖ, датчика нагрева окружающей среды.
Двигатель ЗМЗ 409 предусматривает самый оптимальный тепловой режим в пределах 80-90 градусов. Ее поддерживает термостат. Он работает автоматически. Правильный температурный режим позволяет сделать неприхотливым в обслуживании внедорожник УАЗ. Двигатель 409-й модели обладает высокой экономичностью, а его детали – огромной износостойкостью.
Чтобы водитель бы спокоен, а двигатель ЗМЗ 409 не перегревался, инженеры вывели на приборную панель лампочку аварийного температурного режима. Индикатор сработает, если температура выйдет за пределы 104 градусов. Датчик расположен сверху в бачке радиатора. Нужно следить, чтобы мотор не перегревался, иначе потребуется ремонт 409 двигателя.
Проблемы и распространенные неисправности
Обычно ЗМЗ-409 начинает требовать серьезного внимания на рубеже 300 тысяч км. Но доставлять проблемы он способен начать и раньше, если эксплуатировался в неблагоприятных условиях, без должного обслуживания.
Основные неисправности на УАЗ «Буханка» с инжекторным 409 двигателем, массово распространенном примере авто с этим мотором:
- рост потребления бензина;
- снижение мощности двигателя;
- падение давления в масляной системе;
- дым из моторного отсека;
- троение и нестабильная работа двигателя.
К счастью, рассматриваемый двигатель имеет высокую ремонтопригодность, запасные части для него распространены и доступны по цене. Кроме того, иногда практикуется и замена двигателя на контрактный.
Проблемы двигателя возникают по разным причинам.
Мотор не заводится
Причинами этого могут быть:
- отсутствие давления бензина в топливной рампе;
- поломка в системе зажигания.
Следует проверить топливопроводы и бак, промыть и продуть их при необходимости. Если неисправен топливный насос двигателя, его меняют. Часто падение давления связано с забитым топливным фильтром, нуждающимся в замене. Еще одна возможная причина – поломка регулятора давления топлива, исправляющаяся заменой такового.
Если есть подозрения на проблемы зажигания, следует проверить свечи, катушки, бронепровода и другие компоненты. Важно убедиться, что выставлен правильный уровень опережения зажигания.
Падение мощности мотора
- дроссельная заслонка двигателя открывается не полностью. Привод заслонки нуждается в регулировке.
- сломался ДПДЗ (датчик положения заслонки), его следует заменить;
- низкое давление в топливной рампе – см. выше;
- воздушный фильтр загрязнен и нуждается в замене;
- проблемы с зажиганием;
- нарушены зазоры клапанов, следует произвести их регулировку;
- низкая компрессия из-за пробоя прокладки ГБЦ, прогорания поршней двигателя или неисправности поршневых колец, нарушения прилегания клапанов, износа цилиндров/колец.
Двигатель внезапно глохнет или работает нестабильно
- падение давления бензина;
- поломка регулятора холостого хода;
- потеря герметичности во впускной системе, подсос воздуха.
Низкое давление в масляной магистрали
Возможные неполадки и проблемы двигателя, ведущие к этому:
- неправильный сорт залитого в двигатель масла;
- попадание в картер бензина или охладителя с последующим вспениванием (опасное явление, необходимо как можно скорее устранить причину протечки и заменить масло);
- износ и загрязнение масляного насоса (его следует промыть и, если необходимо, поменять);
- загрязнение масляного фильтра (решение – замена такового);
- слишком малый зазор между дном картера и маслоприемником, повреждение последнего. Картер нужно привести к изначальной геометрии или заменить;
- слишком большой зазор между шейками коленвала и вкладышами. Решается заменой вкладышей двигателя и шлифованием шеек;
- засорения маслопроводов БЦ, трещины в полостях масляной магистрали. «Лечение» – ремонт БЦ или его замена.
Стук коленвальных подшипников
Металлический стук слышится при резком выжимании педали газа в холостом режиме, стук становится чаще с увеличением оборотов двигателя. Возможные причины:
- упало давление масла, детали двигателя испытывают масляное голодание. Следует найти и устранить причину;
- увеличение зазора между вкладышами коленвала двигателя и шейками. Нужна шлифовка шеек и замена вкладышей.
Стук из блока поршней
Вызывается биением поршней о стенки цилиндра, хорошо определяется под нагрузкой на малых оборотах, носит приглушенный характер. Причины:
- большой зазор между цилиндром и поршнем. Проблема решается заменой поршней с одновременной расточкой цилиндров двигателя (и хонингованием таковых);
- если к стуку привел большой зазор между канавками поршня и кольцами, следует заменить последние, или поршни в комплекте с кольцами.
Высокий расход масла
- утечками через уплотнения двигателя;
- засоренным картером;
- проблемами поршня, колец, маслосъемных колпачков.
Читать дальше: Старлайн b92 инструкция по эксплуатации брелка
Вибрация мотора
- дисбаланс коленвала двигателя (требуется балансировка)
- нуждающиеся в регулировке зазора клапаны;
- износ опор двигателя;
- ослабло крепление шкива коленвала.
Перегрев двигателя
Вызывается неисправностями в системе охлаждения: следует проверить уровень охлаждающей жидкости и общее состояние системы.
Техническое обслуживание
Чтобы этот мотор исправно работал в радость своему владельцу, нужно регулярно проводить техническое обслуживание. Тогда, при выполнении этого условия двигатель будет обладать высокими качествами работы. Для этого агрегата нужно использовать только качественное топливо и смазочные материалы.
Ухаживать и обслуживать нужно все системы мотора и автомобиля. Лишь на таких условиях мотор прослужит долго и будет работать без поломок. Нужно регулярно проверять уровни масла, охлаждающей жидкости, натяжение ремней насоса охлаждения.
Чтобы двигатель работал надежно, обязательно нужно ухаживать за системой питания. Лишь при условии регулярного обслуживания можно добиться стабильной работы. Нужно быть уверенным, что все соединения топливопровода надежны, также нужно время от времени проводить очистку топливных форсунок.
Вопросы ремонта
Ремонт двигателю может понадобится, если пробег составляет около 300 тысяч километров. Потребность в ремонте может наступить и ранее, если автомобиль или агрегат использовались в особенно жестких условиях.
Ремонт 409 двигателя нужен в случае, если падет мощность, уменьшается уровень давления масла, если мотор дымит, а расход топлива повышенный.
Для двигателя продаются запчасти, поэтому заменить изношенные детали или узлы не представляет большого труда.
Отзывы
«Патриот» УАЗ (двигатель 409 устанавливается именно на него) хорошо показывает себя в условиях отсутствия дорог. По бездорожью на этом автомобиле ездить одно удовольствие. Однако в остальном 409 двигатель отзывы имеет неоднозначные. Кто-то утверждает, что двигатель есть масло, кто-то пишет на форумах, что столкнулся с повышенным расходом топлива. Многие пишут, что на джипе УАЗ двигатель 409 непригоден для езды по асфальту. Но на других автомобилях этот мотор весьма неплохо себя показывает.
Куда ставится
ЗМЗ-409 ставится на машины производителя УАЗ:
- Патриот;
- Барс;
- УАЗ Хантер;
- Пикап;
- Симбир
- Карго;
- «Буханка» (в частности, 3909 и др.).
УАЗ Буханка инжектор, 409 двигатель, система охлаждения закрыто-жидкостная – часто встречается на дорогах РФ и СНГ, поскольку это дешевый и неприхотливый авто. Получила «УАЗ Буханка инжектор» 409 двигатель более полутора десятков лет назад, и за годы эксплуатации модель доказала свою жизнеспособность.
Читать дальше: Как обжаловать оплаченный штраф
До 2005 ЗМЗ 409 ставился также на ГАЗовские автомобили Газель в модификациях:
- 5-тонный бортовой грузовой автомобиль 3302;
- грузопассажирский 33023;
- рамный фургон 2705;
- 13-местный микроавтобус ГАЗ 3221 и его вариант с повышенной комфортностью 32213;
- маршрутное такси модели 322132;
- карета «Скорой помощи», индекс 32214;
- ГАЗ «Соболь» моделей 22171, 221717 и 22177 (известен также как Баргузин), 2217.
В 2005 договор Заволжского моторного завода и концерна ГАЗ истек и заново не заключался, но завод вступил в холдинг Соллерс.
УАЗ Патриот с двигателем 409 — болезни предшественников медленно отступают
Двигатели
На УАЗ Патриот 409 двигатель и его модификации устанавливались с самого начала выпуска автомобиля. До покупателя внедорожник дошел в 2005 году. Кроме вариантов 409-го, он ограниченно комплектовался двумя дизельными силовыми агрегатами (сначала это был мотор Iveco, а с 2012 года вместо него появился ЗМЗ 51432). Но все же самым востребованным остался двигатель ЗМЗ 409, хотя, обобщая информацию в сети, надежным его не назовешь.
Устройство 409 двигателя на УАЗ Патриот
В рядном блоке цилиндров серого чугуна расточены четыре цилиндра, между которыми имеются каналы прохождения охлаждающей жидкости.
алюминиевая, двухвальная. Имеет 8 впускных и 8 выпускных клапанов. Седла и направляющие — запрессованы. Впускной и выпускной распределительные валы чугунные, с одинаковым профилем кулачков. Гидрокомпенсаторы помогают обойтись без регулировки зазоров клапанов.
алюминиевые с чугунными кольцами и плавающими пальцами. Проточки в днище под клапаны исключают аварию ГРМ при рассогласовании фаз (обрыве цепи).
комбинированная — под давлением и разбрызгиванием, с полнопроточным фильтром. Предусмотрено масляное охлаждение поршней подачей струй смазки через сверления в верхних головках шатунов.
закрытая, жидкостная. Шкив водяного насоса центробежного типа, вращается от поликлинового ремня привода вспомогательных механизмов.
Подачей топлива и углом опережения зажигания управляет КМПСУД — Комплексная микропроцессорная система управления двигателем.
Основные отличия ЗМЗ-409 от прошлой модели
От своего предшественника — ЗМЗ 405, на УАЗ Патриот 409 двигатель отличает, прежде всего, новый коленчатый вал, обеспечивающий увеличение хода поршня. При этом применены поршни, располагающиеся на 4 мм ниже верхних головок шатунов. Таким образом, степень сжатия сократилась на 0,3. Вследствие различной высоты базирования поршневого пальца, поршни разных моделей, идентичные по диаметру не взаимозаменяемы, в отличие от клапанов газораспределения.
— Клапана газораспределения ЗМЗ-409 заменяемы с клапанами ВАЗ 2108. Поршневые компрессионные кольца покрыты напылением из пористого хрома, а маслосъемное — защищает слой олова.
— Поршни также отличаются терморегулирующими вставками и проточками. Они призваны исключить загиб клапанов в случае рассогласования газораспределительного механизма (ГРМ) с кривошипно-шатунным (КШМ). Надо сказать, что эта проблема по сей день является животрепещущей для отечественного автопрома. В обзорных статьях «гнет/не гнет» являет собой чуть ли не техническую характеристику.
— Однако, при всех нареканиях, двигатель ЗМЗ-409 эволюционирует: в частности, вместо башмаков натяжителей цепей были установлены металлические звездочки. Это не только повысило надежность цепного привода ГРМ, но и покончило с попаданием продуктов износа в гидрокомпенсаторы, предотвратив их заклинивание.
УАЗ Патриот 409 двигатель — привод ГРМ.
В линейке двигателей ЗМЗ, начиная 406 мотора, наиболее слабым местом считалось соединение головки блока (ГБЦ) с блоком цилиндров.
ГБЦ не терпела перегрева (который случался, в частности, по вине термостата), ее «вело», и прокладка соединения не обеспечивала надежной герметизации узла. ГБЦ от модели к модели совершенствуется, и теперь она сделана из особо прочного алюминия. Геометрия ее внутренних полостей и выборок оптимизируется в направлении увеличения жесткости.
Сверления и каналы, ненужные на современных моторах и ослабляющие конструкцию, были удалены. Когда-то они были частью системы холостого хода, но теперь эти функции взял на себя дроссель с электронным управлением.
Болты крепления ГБЦ на 409 моторе были увеличены на 24 мм. Это позволило существенно снизить напряженность блока цилиндров за счет более равномерного распределения нагрузки.
Еще одно новшество для блока — изменение профиля и наклона хонинговки. Это было сделано в целях сокращения расхода масла на угар. Блок 409 мотора унифицирован с ЗМЗ 405 и един для всех модификаций ДВС 409. Корпус оборудован посадочными местами под крепления различного навесного оборудования для той или иной версии. Многообразие моделей — отличительная особенность 409-го ЗМЗ. Отличить разновидность силовой установки помогает маркировка.
Маркировка мотора
Информация о двигателе зашифрована в двух строках цифр и латинских букв, расположенных на верхней поверхности прилива блока (выступ, являющийся посадочным местом для передней опоры, находится на фронтальной части мотора):
Верхняя строка — номер блока цилиндров.
Нижняя — состоит из двух надписей, разделенных звездочкой. Левые пять цифр — обозначение модели двигателя (первые три из них — 409). После звездочки справа в первом символе зашифрован год выпуска, второй знак —код сборочного подразделения завода-изготовителя. Следующие пять цифр — порядковый номер двигателя.
УАЗ Патриот 409 двигатель — маркировка.
Технические характеристики ЗМЗ 409
Ниже приведены основные технические характеристики для модификации ЗМЗ 40904, соответствующей стандарту Евро-3. (Применялась также версия ЗМЗ 40905 Евро-4 той же мощности и ЗМЗ 40906 Евро-5). Мощность мотора составляет 135 л. с. Все 409-е двигатели УАЗ имеют одинаковую размерность и почти не различаются по динамике и расходу топлива. Главное их отличие — повышение экологического класса.
Двигатель ЗМЗ 409 технические характеристики:
Рабочий объем — 2693 л.
Топливо — АИ-92.
Диаметр/ход поршня — 95,5/94 мм.
Степень сжатия — 9.
Мощность — 128 л. с. при 4200 об/мин.
Крутящий момент — 210–230 Н·м при 3900 об/мин.
Расход топлива для МКПП (город/трасса/смешанный цикл) — 14,2/11,7/12,8 л/100 км.
ZMZ PRO — усовершенствованная версия
Следующим шагом развития 409 мотора стал ZMZ PRO. Агрегат был форсирован по степени сжатия и максимальным оборотам, также изменились фазы газораспределения. Это привело к увеличению мощности до 150 л. с. и крутящего момента до 235 Н·м, при этом мотор стал гораздо более тяговитым на низах.
Мощностных изменений удалось добиться при сохранении того же соотношения хода поршня к диаметру цилиндра.
Увеличение степени сжатия стало возможным благодаря применению бензина АИ-95. Но есть и модификация газ-бензин. Газовое оборудование итальянское.
Надежность мотора повышена за счет применения более качественных компонентов:
установлена двухрядная цепь ГРМ;
появилась металлическая прокладка поддона;
применен новый материал изготовления клапанов;
обновлена прошивка;
гидронатяжитель цепи и ролики ремня — импортного производства.
Ресурс ZMZ PRO по заявлению производителя — 150 тыс. км, но при грамотной эксплуатации он может быть гораздо выше. Судя по отзывам в интернете, первые проблемы с мотором проявляются через 300 тыс. км пробега (двойной заводской ресурс). Сколько в действительности способен «прожить» ЗМЗ 409 PRO, покажет время.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 409 ПРО:
ЗМЗ 409 ПРО устанавливается на полноприводной УАЗ Патриот, а также на Профи и Пикап, оборудованные передним и задним приводами.
Гарантийный ресурс ЗМЗ 409 ПРО составляет целых 200 тыс. км или 2 года. Очевидно, это и есть тот самый прорыв, которого ждали от данного ДВС.
Недостатки ЗМЗ-409
Компоновку и устройство этого силового агрегата можно с уверенностью назвать классическими. Двигатель прошел уже много этапов усовершенствования, и конструктивные огрехи должны были бы уже сойти на нет.
— В системе зажигания подводят высоковольтные провода, свечи зажигания и катушки.
— Ненадежным считается гидронатяжитель цепи: при его отказе цепь рвется. — Модификация ZMZ PRO неслучайно получила двухрядную цепь и импортный гидронатяжитель. Возможно, что замена башмаков натяжения цепи на шестерни позволит предотвратить загрязнение масла механическими продуктами износа и заклинивание гидравлических механизмов двигателя.
— По-прежнему капризничает термостат, приводя к перегреву.
— Стучит ГРМ из-за неисправности гидрокомпенсаторов, они в свою очередь недополучают масла, либо получают его загрязненным.
— Патрубки системы охлаждения и ремень вспомогательных механизмов сделаны из резины не очень хорошего качества.
— Раньше времени выходит из строя насос охлаждающей жидкости.
— Также отмечается ненадежная работа датчиков кислорода, положения коленчатого вала и регулятора холостого хода.
Уход за двигателем ЗМЗ-409
Многие автовладельцы высказывают мнение о низком качестве компонентов агрегата. Неисправностей много, они разные, и трудно сказать, откуда и когда ждать следующего удара. Вот почему слово «уход» более применимо к этому изделию, чем термин «регламентное обслуживание». Техническое обслуживание предполагает, что в межсервисный интервал автовладельцы редко посещают мастерские.
С мотором ЗМЗ 409 все не так: он не дает расслабиться, постоянно просит «держать руку на пульсе»:
— Опытные автовладельцы и механики рекомендуют использовать только качественные топливо, масло и охлаждающую жидкость.
— Уровень смазки и антифриза руководство по эксплуатации прописывает проверять при ежедневном техническом обслуживании, а также производить осмотр места парковки на предмет утечки.
— Натяжение ремней вспомогательных механизмов тоже нужно держать под контролем. Особое внимание следует обратить на тот, который приводит в действие помпу: ее подшипник боится перетяжки.
— При проверке лучше не ограничиваться небрежным нажатием пальцем на ремень. Прогиб стоит замерить, нагрузив его определенным весом, либо динамометром.
— Иногда мотор начинает заработать неравномерно или терять мощность. Среди прочих причин под подозрение попадают форсунки. Время от времени им требуется очистка и промывка.
— Периодичность замены масла — 10000 км. Первую процедуру необходимо сделать через 2500 км.
— Масло — главная жидкость в двигателе и следить за его состоянием, расходом и уровнем нужно всегда и на любом моторе, но на машинах старшего поколения с 409 ЗМЗ ухудшение состояния смазки возможно из-за башмаков цепи ГРМ. Ненадежность соединения ГБЦ и блока цилиндров грозит смешиванием рабочих жидкостей
Негативных отзывов о примененных на двигателе нововведениях не попадается. Считается, что его реальный ресурс около 350 тыс. км, хотя проблема качества запчастей по-прежнему сохраняется. Насколько хорош новый мотор, покажет эксплуатация, но верится, что ЗМЗ ПРО если еще не «ПРОрыв», то во всяком случае, явный «ПРОгресс».
Интересный обзор 2
Все-таки ЗМЗ — это легенда, несмотря на все недочеты
Спасибо за ваши понятные и подробные обзоры и материалы, я много нового узнал, читая ваши статьи.
- Беспроцентный период 100 дней.
- Бесплатное обслуживание навсегда и без условий.
- На покупки в первые 30 дней — целый год без процентов.
- Кэшбек 1000 рублей за первую покупку от 1000 рублей.
© 2020-2023 AutoDVS.ru. Копирование материалов запрещено. На сайте уникальные статьи и заметки, у каждой их них есть реальный автор. Текстовый контент принадлежит администрации сайта. Предупреждение об авторском праве. Копирование контента сайта autodvs.ru ЗАПРЕЩЕНО.
В рядном блоке цилиндров серого чугуна расточены четыре цилиндра, между которыми имеются каналы прохождения охлаждающей жидкости.
алюминиевая, двухвальная. Имеет 8 впускных и 8 выпускных клапанов. Седла и направляющие — запрессованы. Впускной и выпускной распределительные валы чугунные, с одинаковым профилем кулачков. Гидрокомпенсаторы помогают обойтись без регулировки зазоров клапанов.
алюминиевые с чугунными кольцами и плавающими пальцами. Проточки в днище под клапаны исключают аварию ГРМ при рассогласовании фаз (обрыве цепи).
комбинированная — под давлением и разбрызгиванием, с полнопроточным фильтром. Предусмотрено масляное охлаждение поршней подачей струй смазки через сверления в верхних головках шатунов.
закрытая, жидкостная. Шкив водяного насоса центробежного типа, вращается от поликлинового ремня привода вспомогательных механизмов.
В линейке двигателей ЗМЗ, начиная 406 мотора, наиболее слабым местом считалось соединение головки блока (ГБЦ) с блоком цилиндров.
ГБЦ не терпела перегрева (который случался, в частности, по вине термостата), ее «вело», и прокладка соединения не обеспечивала надежной герметизации узла. ГБЦ от модели к модели совершенствуется, и теперь она сделана из особо прочного алюминия. Геометрия ее внутренних полостей и выборок оптимизируется в направлении увеличения жесткости.
Сверления и каналы, ненужные на современных моторах и ослабляющие конструкцию, были удалены. Когда-то они были частью системы холостого хода, но теперь эти функции взял на себя дроссель с электронным управлением.
Болты крепления ГБЦ на 409 моторе были увеличены на 24 мм. Это позволило существенно снизить напряженность блока цилиндров за счет более равномерного распределения нагрузки.
Еще одно новшество для блока — изменение профиля и наклона хонинговки. Это было сделано в целях сокращения расхода масла на угар. Блок 409 мотора унифицирован с ЗМЗ 405 и един для всех модификаций ДВС 409. Корпус оборудован посадочными местами под крепления различного навесного оборудования для той или иной версии. Многообразие моделей — отличительная особенность 409-го ЗМЗ. Отличить разновидность силовой установки помогает маркировка.
Информация о двигателе зашифрована в двух строках цифр и латинских букв, расположенных на верхней поверхности прилива блока (выступ, являющийся посадочным местом для передней опоры, находится на фронтальной части мотора):
Верхняя строка — номер блока цилиндров.
Нижняя — состоит из двух надписей, разделенных звездочкой. Левые пять цифр — обозначение модели двигателя (первые три из них — 409). После звездочки справа в первом символе зашифрован год выпуска, второй знак —код сборочного подразделения завода-изготовителя. Следующие пять цифр — порядковый номер двигателя.
Рабочий объем — 2693 л.
Топливо — АИ-92.
Диаметр/ход поршня — 95,5/94 мм.
Степень сжатия — 9.
Мощность — 128 л. с. при 4200 об/мин.
Крутящий момент — 210–230 Н·м при 3900 об/мин.
Расход топлива для МКПП (город/трасса/смешанный цикл) — 14,2/11,7/12,8 л/100 км.
установлена двухрядная цепь ГРМ;
появилась металлическая прокладка поддона;
применен новый материал изготовления клапанов;
обновлена прошивка;
гидронатяжитель цепи и ролики ремня — импортного производства.
ЗМЗ 409 ПРО устанавливается на полноприводной УАЗ Патриот, а также на Профи и Пикап, оборудованные передним и задним приводами.
Гарантийный ресурс ЗМЗ 409 ПРО составляет целых 200 тыс. км или 2 года. Очевидно, это и есть тот самый прорыв, которого ждали от данного ДВС.
— В системе зажигания подводят высоковольтные провода, свечи зажигания и катушки.
— Ненадежным считается гидронатяжитель цепи: при его отказе цепь рвется. — Модификация ZMZ PRO неслучайно получила двухрядную цепь и импортный гидронатяжитель. Возможно, что замена башмаков натяжения цепи на шестерни позволит предотвратить загрязнение масла механическими продуктами износа и заклинивание гидравлических механизмов двигателя.
— По-прежнему капризничает термостат, приводя к перегреву.
— Стучит ГРМ из-за неисправности гидрокомпенсаторов, они в свою очередь недополучают масла, либо получают его загрязненным.
— Патрубки системы охлаждения и ремень вспомогательных механизмов сделаны из резины не очень хорошего качества.
— Раньше времени выходит из строя насос охлаждающей жидкости.
— Также отмечается ненадежная работа датчиков кислорода, положения коленчатого вала и регулятора холостого хода.
— Опытные автовладельцы и механики рекомендуют использовать только качественные топливо, масло и охлаждающую жидкость.
— Уровень смазки и антифриза руководство по эксплуатации прописывает проверять при ежедневном техническом обслуживании, а также производить осмотр места парковки на предмет утечки.
— Натяжение ремней вспомогательных механизмов тоже нужно держать под контролем. Особое внимание следует обратить на тот, который приводит в действие помпу: ее подшипник боится перетяжки.
— При проверке лучше не ограничиваться небрежным нажатием пальцем на ремень. Прогиб стоит замерить, нагрузив его определенным весом, либо динамометром.
— Иногда мотор начинает заработать неравномерно или терять мощность. Среди прочих причин под подозрение попадают форсунки. Время от времени им требуется очистка и промывка.
— Периодичность замены масла — 10000 км. Первую процедуру необходимо сделать через 2500 км.
— Масло — главная жидкость в двигателе и следить за его состоянием, расходом и уровнем нужно всегда и на любом моторе, но на машинах старшего поколения с 409 ЗМЗ ухудшение состояния смазки возможно из-за башмаков цепи ГРМ. Ненадежность соединения ГБЦ и блока цилиндров грозит смешиванием рабочих жидкостей
Негативных отзывов о примененных на двигателе нововведениях не попадается. Считается, что его реальный ресурс около 350 тыс. км, хотя проблема качества запчастей по-прежнему сохраняется. Насколько хорош новый мотор, покажет эксплуатация, но верится, что ЗМЗ ПРО если еще не «ПРОрыв», то во всяком случае, явный «ПРОгресс».
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами. OK
Источник https://iga-motor.ru/avtomobili/dvigatel-uaz-patriot.html
Источник https://autodvs.ru/uaz-patriot-409-dvigatel/
Источник https://dvigatels.ru/russia/zmz409.html