Кто такие в полисе ОСАГО страхователь и собственник – это разные лица или нет?

 

Содержание

Кто такие в полисе ОСАГО страхователь и собственник – это разные лица или нет?

Статистика на сегодняшнем рынке страхования гражданской ответственности владельцев ТС показывает, что не всегда непосредственный владелец машины пользуется своим транспортом как реальный владелец.

Очень часто бывает так, что покупает автомобиль один человек, а пользуются данным транспортом другие (дети, внуки, родственник, сослуживцы и т.д.).

Именно такую ситуацию мы и разберем в статье представленной ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Разные ли это лица или всегда одно?

Очень часто наши автолюбители путают два понятия – собственник авто и страхователь. Многие также задаются вопросом, а возможно ли оформить сделку по страхованию гражданской ответственности без участия владельца авто. Принято считать, что такая сделка заключается страховой компанией лишь в присутствии хозяина машины.

Но данное мнение в корне неправильно. Собственником авто и человеком с кем страховая заключает договор, может быть одно и то же лицо, а могут быть и разные лица.

Для владельца авто и для лица, заключающего договор страхования с СК в бланке договора предусмотрены разные графы.

И это в свою очередь, значит, что оформить договор с СК может другое лицо, без присутствия владельца.

Кто может быть страхователем по ОСАГО?

Лицом, заключающим договор с СК, может стать абсолютной любой из водителей, который имеет право управлять данным автомобилем, т.е. вписан в страховку. Присутствие самого владельца автомобиля при оформлении договора вовсе не обязательно, но его имя нужно будет вписать в договор автогражданской ответственности.

Тот, кто вносит плату за заключение данного договора автогражданской ответственности, тот и становится страхователем.

На человека, заключившего со страховой договор также распространяется страховое покрытие в случае ДТП.

Для человека, который является владельцем транспортного средства, вписываться в полис автогражданской ответственности в качестве водителя необязательно.

Следует учитывать, что все последующие корректировки в полис автогражданки будет вносить лишь страхователь, владелец авто в этом случае сделать этого не сможет. Т.е. если понадобится вписать в страховку еще одного водителя, то в страховую компанию следует ехать не собственнику авто, а именно страхователю.

При оформлении страховки человек, не являющийся собственником авто, обязан иметь доверенность от собственника, такой документ понадобится и для внесения последующих изменений.

Вы можете оформить страховку не на владельца машины и в случае оформления полиса в электронном виде (об электронных полисах можно почитать тут).

Роль в оформлении полиса

Одной из сторон сделки, является страхователь, а второй стороной является СК.

Именно страхователь (либо лицо, которому была выдана доверенность от имени страхователя) имеет право вносить поправки в договор и расторгать его (о нюансах досрочного расторжения договора мы писали здесь).

Собственник авто, в отношении которого заключался договор между страхователем и СК, такими полномочиями не обладает, несмотря на тот факт, что авто находится в собственности у данного гражданина.

Да, данные владельца авто также указываются в бланке ОСАГО, но сама страховка принадлежит страхователю, так как он за нее заплатил (о том, для чего эта страховка нужна, мы рассказывали тут).

Какими правами обладают?

В компетенции владельца машины, находятся все действия, которые связаны с получением страховой выплаты в случае ДТП.

Внимание! При ДТП гражданин, который приобрел в СК страховку на машину, уже не может ничего решить если, конечно не имеет доверенности от владельца на предоставление его интересов.

Процесс по восстановлению поврежденного имущества основывается на действиях того, кому это имущество принадлежит на правах собственности.

Права этих двух лиц, можно поделить таким образом:

  • Страхователь.
    1. Вправе вносить коррективы в состав допущенных к управлению данной машиной водителей.
    2. Вносить необходимые корректировки при замене владельца.
    3. Может осуществлять продление страхового договора в течение года.
    4. Может без согласования с собственником, расторгнуть договор страхования и получить неиспользованную часть оплаченной страховой премии.
    5. Человек заключивший договор может вносить в него изменения касающиеся технических параметров (замена VIN кода и т.д.).
    6. А также может вносить коррективы относительно заявленных условий эксплуатации.
  • Собственник.
    1. Оформляет и подает заявление в СК о наступлении страхового случая.
    2. Принимает решение относительно вида и размера компенсации причиненного ущерба.
    3. Владелец имущества получает денежные средства, компенсирующие ущерб.
    4. Может предъявлять в СК претензии относительно суммы компенсации и по качеству проведенного ремонта.
    5. Должен быть ознакомлен со страховым актом и другими документами в СК.

Если владелец авто и лицо, заключившее сделку, это одно и то же лицо, то такого рода разделение становится, как вы понимаете, неактуальным.

Но если владелец машины и страхователь это разные люди, то данные позиции необходимо учитывать при заключении договора автогражданской ответственности.

Кто такой собственник?

В графе собственник в документе ОСАГО указывается то лицо, которое приобретало данное имущество. Собственником является человек, который приобрел данное имущество в собственность.

Основное отличие

Отличие собственника от страхователя заключается в следующем:

  1. Страхователь – человек, приобретающий в СК продукт страхования, оплачивает взнос по договору автогражданской ответственности, однако в случае ДТП, право на получение страховой выплаты получает владелец авто. А также данное лицо не имеет права распоряжаться данным имуществом (если у него нет нотариально заверенной доверенности от собственника).
  2. Собственник машины, является владельцем данного имущества, но при этом не имеет права вносить какие-либо корректировки в документ по страхованию или расторгать его.

Другими словами, человек, заключивший сделку с СК – это собственник страхового договора, а собственник – это владелец автомобиля. Собственником авто и человеком, заключившим сделку страхования, может выступать одно и то же лицо.

В заключение, хочется затронуть тему относительно несправедливых претензий в адрес СК. Очень часто встречаются ситуации, когда люди пытаются побудить страховщиков к неправомерным действиям. Иногда представлять интересы лица, которое осуществляло страхование, пытаются его родственники или третьи лица.

Читать статью  Может ли страхователем по ОСАГО быть не владелец авто?

Даже при наличии полиса страхования у человека, вписать его в страховку в качестве водителя страховщик не имеет права без разрешения страхователя.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Правила страхования ОСАГО

Полис ОСАГО страхования подразумевает обязанность владельца автомобиля или другого транспортного средства отвечать за возможное нанесение убытков или ущерба лицам, пострадавшим в ДТП или аварии.

Если в ДТП пострадает имущество, здоровье водителя или пассажира, платить будет не виновник случившегося, а компания-страховщик – таковы условия ОСАГО.

Законодательством определены правила автострахования, на основании которых пострадавшее лицо имеет возможность получить оплату от компании за нанесенный ущерб — например, при ДТП.

Объект ОСАГО — это имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. Если виновник ДТП не имеет действующего полиса, согласно правилам, возмещать ущерб ему придется из своего кармана.

Правилами обязательного страхования определяются:

  • срок оформления договора,
  • государственные тарифы,
  • коэффициенты и ставки, применяемые для страхования автомобиля, условия их расчета,
  • возможные риски,
  • порядок действий — оформление протокола, вызов спецслужб, обращение в компанию, возмещение ущерба,
  • страхование, применяемое при использовании автомобиля на территории других стран,
  • работа организаций, осуществляющих страхование.

Условия страхования ОСАГО

Полис, выданный при оформлении, является документом, гарантирующим, что в случае ДТП пострадавшему компенсируют ущерб.

Размер суммы выплаты составляет:

  • до 500 000 рублей за причинение вреда жизни и здоровью — каждому потерпевшему,
  • до 400 000 рублей за поврежденное имущество — каждому пострадавшему.

Срок, на который заключается договор о страховании, в большинстве случаев составляет 12 месяцев. Но он может изменяться с учетом ситуации. Например, если автомобиль зарегистрирован в другой стране и им временно пользуются на территории России, оформляется транзитный полис на срок от 5 дней.

Правила страхования также определяют: если автовладелец планирует пользоваться транспортом не целый год, то ему необходимо указать период использования — и оформить полис по сниженному тарифу — не менее, чем на 6 месяцев.

Также на время транзита авто к месту постоянной регистрации владельца необходимо воспользоваться специальным полисом — сроком на 20 дней.

Согласно правилам обязательного страхования, есть два варианта оформления полиса:

  • с ограничением количества лиц, допущенных к управлению авто,
  • без ограничения.

В первом случае управлять автомобилем (разумеется, при наличии водительского удостоверения), имеют право только занесенные в полис граждане. Во втором случае транспортным средством может управлять любой человек с водительским удостоверением. Данный вид страхования часто используют компании, предоставляющие автомобили в аренду или таксопарки.

Возникновение страхового случая

Если таковой случается, страховая компания берет на себя возмещение ущерба, причиненного автовладельцем пострадавшему — в соответствии с оценкой причиненного ущерба. Сумма выплаты лимитирована — она указывается в договоре.

Компания, выдавшая полис, тщательно разбирается в каждом, предусмотренном договором, страховом случае. По закону они имеют право и отказать в возмещении — например, если потерпевший признает себя виновным в ДТП. Или если сумма возмещения причиненного ущерба несоразмерно завышена.

Правило расчета премии и порядок выплаты

Премия по ОСАГО — обязанность выплаты оговоренной в договоре суммы (оплата за страховку, внесенная страхователем). Ее можно внести единовременно, либо двумя частями, оформляя полис на полгода, каждый раз продлевая договор. В этом случае итоговая сумма получится на порядок выше.

Согласно Закону об ОСАГО, тарификация страхования состоит из двух факторов, влияющих на итоговую сумму взноса — базовых ставок и коэффициентов. В соответствии с правилами, базовые ставки рассчитываются с учетом технических характеристик транспорта, цели его использования и особенностей конструкции.

  • территории, на которой используется транспортное средство — она определяется по месту постоянной регистрации автовладельца,
  • историю владельца автотранспортного средства — учитываются произведенные ранее выплаты по тому или иному случаю,
  • возраст и водительский стаж — тех, кого вносят в полис,
  • особенности эксплуатации автомобиля в разные сезоны.

Дополнительные коэффициенты имеют место, если:

  • владелец авто предоставил недостоверную информацию о ДТП, что повлияло на размер выплаты,
  • автовладелец осознанно способствовал возникновению ДТП — чтобы получить возмещение ущерба,
  • к автовладельцу можно предъявить регрессивное требование — запрос о компенсации затрат после выплаты материального возмещения потерпевшему.

Ситуации, когда можно предъявить требования регресса:

  • доказано намеренное совершения ДТП виновником,
  • виновник произошедшего дорожно-транспортного происшествия или аварии управлял авто в состоянии опьянения — алкогольного или наркотического,
  • на момент аварии виновный не имел права управлять авто,
  • устроивший ДТП скрылся с места аварии,
  • в момент совершения ДТП срок действия договора завершился,
  • виновник аварии не известил компанию о произошедшем,
  • при заключении договора автовладелец умышленно скрыл какую-то информацию.

К слову, если компания на доказательства случая регресса затратила определенные усилия и средства, то по правилам это также может быть внесено в сумму обратных требований.

Срок действия договора ОСАГО

Максимальный срок действия договора по ОСАГО фиксирован — один год, но может быть и меньше. Например, при:

  • транспортировке автомобиля к месту постоянной регистрации владельца,
  • использование авто, зарегистрированного вне территории РФ,
  • непостоянной и/или сезонной эксплуатации машины.

При транзите автомобиля от места приобретения к месту постоянной регистрации, автовладелец обязан оформить временный полис сроком до 20 дней – таковы правила. Владелец имеет право оформить соответствующий документ и при покупке – но только при условии, что компания имеет право работать на территории его региона.

В случае, если в Россию нужно транспортировать авто, зарегистрированное в другой стране (например, при туристической поездке на автомобиле), владелец обязан заключить соответствующий договор ОСАГО. По правилам и в соответствии с законодательством, соглашение заключается на срок от 5 дней. Если время пребывания на территории Российской Федерации увеличивается, можно продлить договор.

Следует учитывать, что годовое оформление полиса дешевле, чем по месяцам. Стоимость такого полиса остается неизменной на протяжении всего срока действия договора. При оформлении полиса по месяцам сумма может индексироваться. Если тарифы вырастут, при следующем продлении оплата увеличится.

Порядок продления и досрочного погашения – правила ОСАГО

При истечении срока автовладелец имеет право продлить договор на сходных условиях — при пересчете тарифа и изменении данных, обусловленных коэффициентами начисления. При необходимости автовладелец может отказаться от продления договора и воспользоваться услугами другой компании.

Досрочное прекращение действия полиса возможно по ряду причин. В зависимости от ситуации, компания может возместить средства за неиспользованные месяцы договора.

  • смерть автовладельца или лица, вписанного в полис,
  • ликвидация компании,
  • утрата (гибель) транспортного средства,
  • отзыв лицензии компании,
  • смена владельца авто,
  • другие случаи, предусмотренные законодательством РФ.

Нововведения ОСАГО в 2022 – 2023 году

В 2022 году условия ОСАГО несколько изменились — нововведения касаются тарифной политики и начисления коэффициентов, а также прохождения техосмотра.

Как рассчитываются коэффициенты? Правила по ОСАГО определяют, что базовые тарифы и методику расчета устанавливает Центробанк. Эта финансовая организация определяет максимум и минимум выплат по тому или иному случаю.

В 2022 году тарифный коридор (границы минимального и максимального значения базовой ставки) расширился на 10%.

С апреля 2019 года начал действовать КБМ (коэффициент бонус-малус). Данный коэффициент учитывает нарушения автовладельца и возникновение соответствующих ситуаций по его вине.

Данный коэффициент ОСАГО считают следующим образом. Берутся за основу данные прошлых лет.

Если водитель виновен виновен в трех и более ДТП в течение одного года, то с апреля 2022 года тариф будет умножаться на 3,92. Зато КБМ за десять лет езды без ДТП снизится до 0,46.

Читать статью  Как рассчитать КАСКО на автомобиль самостоятельно

Новичок, у которого нет истории КБМ, теперь будет получать первый коэффициент 1,17 вместо 1.

То есть, если вы аккуратный и дисциплинированный водитель и по вашей вине никогда не случалось аварии, вы сэкономите на полисе еще больше, чем раньше. Все справедливо.

С 2022 года водители могут оформлять полис ОСАГО без необходимости прохождения техосмотра.

А вот новые тарифы и условия ОСАГО, вступившие в силу в 2022 году

Минимальный тарифМаксимальный тариф
Мотоциклы и мопеды438 рублей2 013 рублей
Легковые авто для юрлиц1 152 рублей4 541 рублей
Легковые авто для физ лиц и ИП2 224 рублей5 980 рублей
Легковые авто – такси2 014 рублей12 505 рублей
Грузовики (до 16 т)1 572 рублей7 884 рублей
Автобусы (до 16 мест)1 494 рублей5 415 рублей
Автобусы (более 16 мест)1 867 рублей6 767 рублей

К слову, компании по-прежнему сохранили за собой право назначать базовую ставку самостоятельно — в пределах определенных законом границ.

Максимальное повышение цен распространяется на водителей, использующих транспортное средство в качестве такси.

Кроме того, в 2022 году увеличился тарифный план ОСАГО для полиса, оформленного без ограничений. В случае допуска к вождению автомобиля неограниченному числу лиц, компания испытывает повышенные риски возникновения предусмотренной договором ситуации. Теперь ограничивающий коэффициент для физических лиц равен 2,32.

С 2019 года на стоимость полиса ОСАГО влияет возраст и водительский стаж автовладельца: чем старше и опытнее водитель, тем дешевле будет для него полис.

И еще один момент. Стоимость полиса ОСАГО также зависит от региона и мощности двигателя авто. Чем больше лошадиных сил, тем полис дороже.

Дополнительно на стоимость ОСАГО влияет, насколько часто используется автомобиль. Бывает, автовладелец вспоминает, что у него есть машина, только летом — если его работа предполагает долгие отлучки (вахтовый метод или длительные командировки). В таких случаях автовладелец обязан уведомлять о сроках эксплуатации своего автомобиля, указав время использования.

Договор в таком случаев составят с учетом этих временных рамок. Минимальный срок использования полиса ОСАГО — 6 месяцев.

На частоту использования транспорта напрямую влияют и особенности климата того или иного региона. Например, коэффициент для москвичей – 1,8. В столице автомобилем пользуются часто. Для жителей Омска – 1,48. Для жителей Чукотки – 0,76.

Чтобы узнать ваш коэффициент, обратите внимание на строку «Расчет размера страховой премии» в полисе.

К каким изменениям ОСАГО готовятся

Для того чтобы обеспечить безопасность на дорогах, а также максимально приблизиться к передовым европейским стандартам, в настоящее время на рассмотрении находятся несколько законопроектов об улучшении работы данной системы. А именно:

  • переход на электронное страхование,
  • фиксация нарушений устройствами видеонаблюдения,
  • повышение штрафов за отсутствие полиса.

Переход на электронный полис

Для российских компаний стало доступно использование СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия) — в связи с этим упростилось использование е-ПТС.

Преимущества электронного паспорта — возможность хранить больше информации. В е-ПТС содержится полные данные о всех владельцах конкретного автомобиля, сведения о дорожно-транспортных происшествиях, проведенном техобслуживании, о сроках и полисах КАСКО и ОСАГО, прописаны правила их использования.

Обязательное страхование — как контролировать

В ряде регионов РФ установлены специальные фиксирующие приборы (на основе видеокамер), которые анализируют информацию и выявляют автомобили, чьи владельцы решили сэкономить.

Повышение штрафов за отсутствие полиса

В 2022 действуют следующие штрафы:

  • при наличии полиса страхование выполнено с нарушениями — 500 рублей,
  • отсутствие полиса — 800 рублей;
  • езда с поддельным полисом — до 80 тыс. рублей.

При каждом повторном правонарушении штрафные санкции будут увеличиваться.

Что такое ОСАГО и зачем нужен этот полис

Что такое ОСАГО и зачем нужен этот полис

У каждого автомобилиста есть полис ОСАГО, но многие приобретают его потому, что надо, и не задумываются, зачем он на самом деле нужен. Объясняем, почему без этого полиса на дороге не обойтись и как он работает в непредвиденных обстоятельствах.

Что такое ОСАГО

ОСАГО — это полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Эта страховка безусловно должна быть у каждого водителя.

«Закон об ОСАГО был принят в 2003 году, хотя сейчас сложно представить, что когда-то его не было. Конечно, он не решил всех проблем на дорогах, но значительно улучшил ситуацию. С ОСАГО намного сложнее организовать автоподставу, спорные ситуации сейчас решаются чаще всего между страховыми, а не между водителями в суде. И хотя водители нередко негодуют из-за роста тарифов или сложностей с ремонтом, в целом ОСАГО — это один из залогов порядка и спокойствия на дороге», — размышляет product-owner страховых продуктов Банки.ру Юлия Корнеева.

Без ОСАГО при обычной проверке документов автомобилиста ждет штраф, а при ДТП, в котором он будет виноват, отсутствие полиса чревато серьезными финансовыми расходами — машину пострадавшей стороны придется ремонтировать за свой счет.

Оформить ОСАГО c экономией до 74% на Банки.ру

От чего зависит стоимость полиса

Поскольку ОСАГО относится к обязательным видам страхования, стоимость полисов регулирует Центробанк. Регулятор устанавливает тарифный коридор, в рамках которого страховщик определяет базовый тариф для конкретной заявки от конкретного автомобилиста. Механизм формирования базового тарифа каждая страховая компания определяет самостоятельно, но на него могут влиять такие факторы, как количество штрафов за нарушение ПДД, возраст, стоимость автомобиля и т. д. Базовый тариф умножается на несколько коэффициентов, которые зависят от конкретного водителя (возраст, стаж, регион проживания, количество ДТП, в которых он был признан виновным, вписаны конкретные водители или оформлен полис «мультидрайв», эксплуатируется автомобиль весь год или в конкретные месяцы) и автомобиля (мощность авто), — так формируется конечная цена полиса. Если считать полис ОСАГО в разных страховых компаниях, стоимость может различаться из-за разных базовых тарифов. Но можно быть уверенным, что:

  • базовый тариф находится внутри тарифного коридора, установленного ЦБ;
  • базовый тариф умножается на одни и те же индивидуальные коэффициенты.

Иногда страховщик может применить тот или иной коэффициент ошибочно. Например, после смены прав может произойти сбой и для опытного водителя будет применен коэффициент бонус-малус как для начинающего. Если такая ошибка обнаружится, ее нужно исправить, обратившись напрямую к страховщику.

В чем отличие ОСАГО от каско

Автомобиль чаще всего страхуют двумя видами полисов — ОСАГО и каско. Если ОСАГО — это обязательный вид страхования, то каско — добровольный. При покупке автомобиля в кредит банк может его не одобрить или поднять ставку без оформления каско, но формально, по закону, страхование по каско не является обязательным даже в таком случае. Одним словом, ОСАГО и каско защищают автомобиль и автомобилиста по-разному. ОСАГО покрывает ответственность водителя перед другими участниками движения. Отремонтировать свой автомобиль по ОСАГО не получится. Также полис ОСАГО компенсирует ущерб здоровью, причиненный в результате ДТП.

Важно!

Ущерб здоровью при ДТП покрывается всем участникам аварии, кроме самого водителя. То есть пассажиры авто, водитель которого виноват в ДТП, также имеют право на компенсацию вреда здоровью по ОСАГО.

Каско в отличие от ОСАГО страхует автомобиль страхователя. Ущерб третьим лицам по каско компенсировать нельзя. Именно здесь кроется ответ на частый вопрос: «Зачем мне делать ОСАГО, если у меня есть каско?» По каско страховая компания отремонтирует ваше авто вне зависимости от того, стали вы виновником ДТП или нет.

Читать статью  Проверить КБМ по базе РСА

Тарифы каско никак не регулируются ЦБ. Стоимость полиса зависит от стоимости автомобиля, его возраста, опыта автовладельца, количества покрываемых рисков, наличия в полисе франшизы. Иными словами, ценообразование в сегменте каско регулируется страховщиком и страхователем. Страхователь может снизить стоимость каско, исключив какие-то риски (например, оставить покрытие по рискам «угон» и «тотальный ущерб») или включив франшизу. В соответствии с пожеланиями клиента страховщик рассчитывает итоговую стоимость. ОСАГО такой гибкий подход не подразумевает: исключить риски из полиса ОСАГО невозможно.

Это добровольный вид страхования, но при покупке авто в кредит без оформления каско кредит могут не одобрить или поднять ставку по кредиту

Зависит от СК, страхуемого авто и набора рисков

Ущерб имуществу и здоровью третьих лиц

Ущерб автомобилю страхователя, но часто страховщики также предлагают дополнительно оформить полис от несчастного случая

Что влияет на цену

Базовый тариф и индивидуальные коэффициенты страхователя

Стоимость авто, включенные риски, наличие франшизы

Можно ли отказаться

В любой момент (если машина не в залоге у банка)

Обязательно ли оформлять ОСАГО и какие грозят штрафы без полиса?

Как уже было сказано, выезжать на дорогу без полиса ОСАГО нельзя. За вождение без полиса или с просроченным полисом ОСАГО предусмотрен штраф в размере 800 рублей. Взимать его будут при каждой проверке документов, при которой у водителя не окажется полиса. Если водитель не вписан в полис, но сам полис есть, штраф составит 500 рублей.

Оформить ОСАГО на Банки.ру просто

Укажите данные авто и водителей

Сравните цены и выберите лучшее предложение

Оплатите и получите полис на email

Как не нарваться на мошенников и не купить фальшивый полис

Самое серьезное наказание ждет водителя с поддельным полисом ОСАГО. Если получится доказать, что полис приобретен по ошибке (например, на «фишинговом» сайте), возможно, инспектор ГИБДД ограничится штрафом 800 рублей. Но если будет доказан злой умысел и намеренная подделка документа, есть вероятность получить даже уголовное наказание.

«Именно поэтому очень важно приобретать полис ОСАГО на проверенных сайтах. Банки.ру сотрудничает только с крупными и надежными страховыми компаниями, поэтому подделка приобретенных на маркетплейсе полисов исключена. После покупки полиса в любом случае рекомендуется проверить его по базе Российского союза автостраховщиков. Напоминаю, что главная опасность в поездках без ОСАГО или с поддельным ОСАГО кроется даже не в штрафах, а в том, что в случае ДТП без полиса виновнику придется чинить автомобиль пострадавшей стороны и компенсировать ущерб здоровью за свой счет. Часто убытки оцениваются не в одну сотню тысяч рублей — для семейного бюджета это может стать катастрофой», — говорит Юлия Корнеева.

Зачем нужен полис ОСАГО

Когда происходит ДТП, чаще всего есть пострадавшая сторона и виновник. По полису ОСАГО виновника ДТП компенсируется ущерб пострадавшей стороне — в этом главный смысл обязательного автогражданского страхования. Полис покрывает ущерб имуществу в пределах 400 тыс. рублей и ущерб здоровью в пределах 500 тыс. рублей каждому пострадавшему в ДТП человеку. То есть ОСАГО защищает автогражданскую ответственность перед третьими лицами, ремонт своего автомобиля по ОСАГО покрыть не получится. Если у виновника есть полис каско, свой автомобиль он будет ремонтировать уже по нему.

В случае если ущерб по ОСАГО превышает 400 тыс. рублей, разницу виновник выплачивает из своего кармана (чаще всего после суда). Однако можно также оформить полис ДСАГО. Это уже добровольный вид страхования, который расширяет лимит покрытия пострадавшей стороне в случае ДТП. Стоимость ДСАГО будет зависеть от того, на сколько вы решите расширить лимит покрытия.

Условия страхования по ОСАГО: как формируется цена и как сэкономить на ОСАГО

Рост цен на ОСАГО всегда оказывается в центре внимания аудитории, потому что он никогда не бывает незаметным. Главный фактор, который влияет на изменение цены, — расширение тарифного коридора, которое проводит ЦБ. Последнее расширение произошло осенью 2022 года. Оно было связано с тем, что цены на запчасти (из-за логистических проблем) значительно возросли, вместе с ними увеличились сроки ремонта и, как следствие, выросли расходы страховщиков. ЦБ пошел на расширение тарифного коридора, чтобы стимулировать автомобилистов водить аккуратнее и компенсировать страховщикам возросшие расходы на ремонт.

«По сути, после расширения коридора аккуратные водители, которые не попадают в ДТП, будут покупать полисы по старым ценам и иногда даже чуть ниже. А «аварийным» — придется платить за полис больше. Аккуратное вождение — это не только безопасно, но и выгодно», — рассуждает Юлия Корнеева.

В рамках тарифного коридора (от 1 646 до 7 535 рублей) страховая компания устанавливает свой базовый тариф. В случае с конкретным автомобилистом он может зависеть также от истории вождения и наличия штрафов за нарушение ПДД, но в любом случае он будет в рамках коридора ЦБ. Базовый тариф умножается на коэффициенты:

  • КТ (территориальный коэффициент): от 0,64 до 1,88.
  • КБМ (коэффициент бонус-малус): с апреля 2022 года — от 0,46 до 3,92 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, при получении прав коэффициент равен 1).
  • КВС (коэффициент возраста и стажа): от 0,83 до 2,27.
  • КО (коэффициент ограничения, влияет на стоимость полиса при покупке страховки с неограниченным числом водителей): 1 — если водитель один или их несколько и все вписаны в полис; 2,32 — при оформлении полиса с функцией «мультидрайв».
  • КМ (коэффициент мощности двигателя): от 0,6 до 1,6 (чем мощнее авто, тем выше коэффициент).
  • КС (коэффициент сезонности, зависит от того, сколько месяцев в году используется авто): от 0,5 до 1.

Перечисленные коэффициенты в большей степени зависят от внешних обстоятельств, а не от водителя. Единственное, на что может «повлиять» автомобилист, — это коэффициент бонус-малус (безаварийная езда). Если не становиться виновником ДТП и сохранять минимальный КБМ 0,46, можно значительно сэкономить на стоимости ОСАГО. Важно помнить, что всего одно ДТП сильно увеличивает КБМ. Коэффициент пересчитывается раз в год (1 апреля). И чтобы вернуть КБМ на прежний минимальный уровень, потребуется несколько лет безаварийной езды.

Рассчитайте стоимость ОСАГО на калькуляторе

Как оформить ОСАГО

После покупки автомобиля его нужно поставить на учет не позже, чем через десять дней после сделки. Для регистрации в ГИБДД нужен полис ОСАГО. Это значит, что на покупку полиса также дается десять дней.

Стандартно в полисе прописан срок страховки и период использования ТС. Срок страховки — это всегда один год. То есть полис действителен в течение года. Но страхователь может выбрать период использования: например, только летние или только зимние месяцы.

Минимальный период, прописываемый в полисе, — три месяца. То есть договор действует один год, но в течение года прописывается точный период использования — минимально три месяца.

Также при оформлении полиса можно указать несколько периодов использования. Например, один месяц — зимой, один — весной, три — летом, два — осенью. Периоды всегда прописываются с четкими датами.

Чем меньше период использования, тем дешевле стоит полис. Для расчета стоимости применяется коэффициент сезонности (КС): для трех месяцев — 0,5, четырех — 0,6, пяти — 0,65, для полугода — 0,7, для семи месяцев — 0,8, восьми — 0,9 и девяти — 0,95. Полис с периодом действия десять и 11 месяцев будет стоить столько же, сколько годовой.

Интересно, что полис можно оплачивать периодами. Формально ОСАГО не предполагает покупки в рассрочку, но можно оплатить сначала три месяца (половину стоимости), а затем расширять период использования ТС, добавляя новые месяцы. Полная стоимость годового полиса остается неизменной. Если оплатить сначала три месяца по коэффициенту 0,5, а затем еще три, то второй взнос составит 0,2 от полной стоимости (так как коэффициент для полугода — 0,7). В итоге можно разбить полную стоимость на части, главное — не забывать вовремя продлевать период использования ТС.

Срок, в который необходимо застраховать автомобиль

Обычно полис ОСАГО начинает действовать через три дня после покупки. Так страховые компании стараются обезопасить себя от аферистов, оформляющих страховки сразу после ДТП. Это нужно иметь в виду, чтобы вовремя продлевать ОСАГО или период использования, если вы оплачиваете полис частями.

Документы для оформления полиса

Для оформления полиса ОСАГО вам потребуются:

  • паспортные данные;
  • водительское удостоверение;
  • СТС или ПТС.

Очень важно, если вы поменяли права, предоставить данные старых прав, чтобы при расчете стоимости полиса учитывались актуальные КВС и КБМ.

Источник https://avtoguru.pro/strahovanie/osago/strahovatel.html

Источник https://www.vbr.ru/strahovanie/help/osago/pravila-strahovaniya-osago/

Источник https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10977425

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: