Как подобрать ремень вариатора для скутера Honda — размеры и маркировка по моделям
Как известно, достаточно большое количество китайской мототехники, будь то скутер или снегоход комплектуется автоматической КПП с клиноременным вариатором.
Как и в любом узле у него есть слабое место. Как правило, это ремень вариатора, который рано или поздно приходит в негодность и подлежит замене. Стоит заметить, что по регламенту ремень необходимо менять каждые 20 000 км пробега. Но не стоит думать, что под крышку вариатора не стоит заглядывать до прохождения этой отметки. К тому же, если Вы приобрели технику уже не новую и как относился к ней предыдущий хозяин на первый взгляд узнать сложно. Поэтому не ленитесь и проверьте состояние ремня хотя бы перед началом сезона, тем самым, в будущем Вы сэкономите не только потраченное время, но и значительную сумму денег. Итак, как же определить пора менять ремень вариатора или можно еще поездить? Во-первых, нужно тщательно осмотреть ремень, сгибая и разгибая его. На нем не должно быть трещин и разрывов. Во-вторых, измерить ширину ремня
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Ширину ремня нужно измерить в разных точках, поскольку износ мог происходить неравномерно. Минимально допустимый износ 1-1,5мм в зависимости от производителя
В случае, если все-таки требуется замена ремня, то обязательно обратите внимание на его маркировку (см. рисунок ниже)
1 – длина ремня; 2 – ширина ремня; 3 – длина зуба ремня.
В том случае, если Вам не удается прочитать маркировку, то сделайте соответствующие замеры и сообщите продавцу, чтобы он смог подобрать аналогичный ремень вариатора.
Советы по установке
Вариаторный ремень вашего снегохода неотъемлемая часть приводной системы, которая может оказать значительное влияние на поведение и ощущение от движения снегохода. Система привода вариаторного ремня создана для поддержания баланса между работой на холостом ходу и на максимальной скорости, которая при этом оптимизирует переход на более высокую или низкую передачу. Следуя приведенным ниже рекомендациям, вы сможете получить максимальную производительность и увеличить срок жизни вариаторного ремня.
1. Выбирайте подходящий вариаторный ремень. Слишком длинный или слишком короткий ремень уменьшает эффективность приводной системы. Короткий ремень создает разрушающее воздействие на приводную систему. Слишком длинный ремень не дает вариатору работать должным образом.
2. Если в ближайшее время вы не планируете использовать вариаторный ремень или собираетесь убрать снегоход на длительное хранение, важно хранить ремень правильно. Держите его в сухом, прохладном помещении.
3. Проверяйте соосность вариатора. К разрыву вариаторного ремня могут привести некорректно установленные диски, неправильная установка двигателя или изношенные элементы двигательной системы. Следует помнить, что существует только одно правильное расстояние от центров ведущего вариаторного вала до центра ведомого вала, и существует только одно правильное положение вариаторного ремня. Избегайте перекос ремня.
4. При установке вариаторного ремня убедитесь, что он установлен на валах правильно. Рабочая ремня это его основа. Она должна находиться или на одном уровне, или чуть выше ведомого вариатора. При установке ремня, отрегулируйте его так, чтобы он всегда находился в этом положении. Это позволит вам получить максимально возможный момент передачи от двигателя к трансмиссии.
5. Шум, вызываемый ремнем, как правило, означает его неправильную установку. Постоянно визжащий звук может означать сильное натяжение ремня. Это можно исправить, ослабив натяжение ремня. Пищащий, скрипящий звук может означать, что ремень установлен слишком свободно. Это может быть исправлено, повышением натяжения ремня.
6. Новый ремень необходимо обкатать к дискам вариатора. Чтобы сделать это Carlisle рекомендует двигаться на снегоходе первые 50 километров на 2/3 от максимально возможных оборотов двигателя. Это позволит ремню принять положение соответственно углу наклона дисков вариатора, создавая наибольший контакт поверхности ремня, что, в свою очередь, позволит ремню передавать наибольшую тяговую силу с максимальной эффективностью.
7. Если по какой-либо причине вам требуется снять ремень с вариатора, то делайте это по направлению его движения. Чтобы это направление было проще запомнить, установить ремень таким образом, чтобы была читаема его маркировка. Не допускается менять направление вращения во время эксплуатации.
8. Проверяйте состояние ремня и приводной системы через равные промежутки времени. Вариаторный ремень и приводы вариатора могут сами сообщить о неполадках, если вы к ним прислушаетесь. В первую очередь, следует посмотреть, как именно сидит ремень, проверить, нет ли чрезмерно изношенных участков. Поверхность ремня не должна выглядеть отшлифованной или потертой. Вариаторный ремень должен быть цельным, гладким, без повреждений корда или трещин.
9. Отшлифованный вид боковых стенок ремня, как правило, означает, что ремень проскальзывает. Это может происходить даже с правильно установленным вариаторным ремнем. Нанесите ацетон или жидкость для очистки тормозов на внутреннюю сторону дисков вариатора, но НЕ на сам ремень. Химические компоненты, входящие в состав этих жидкостей, разрушают структуру ремня и сокращают срок его службы. По этой причине Carlisle не рекомендует использовать никакие реагенты, наносимые непосредственно на вариаторный ремень.
10. Дайте мотору снегохода разогреться перед движением, чтобы разогрелся и вариаторный ремень. Кроме того, не пытайтесь начать движение, если гусеница могла примерзнуть к земле. Предварительно очистите гусеницу от льда.
Следование этим простым правилам позволит вам провести больше времени на трассе и меньше времени в магазине запчастей.
Размеры ремней вариатора скутера
С подмогою предоставленной таблицы Вы сумеете определить типичные размеры ремня вариатора вашего мотороллера. Подбирайте свою марку скутера и смотрите величины (показаны в миллиметрах). Первая цифра это ширина ремня, 2-ая — длина.
Размеры ремней вариатора некоторых скутеров
МОДЕЛЬ СКУТЕРА | ТИПОРАЗМЕР РЕМНЯ (мм) |
Aprilia | Aprilia |
Aprillia SR 50 ( 2000 г.в. ) | |
Aprilia Amico, Rally (Air), Rally LC | 16,5 x 747 |
Aprillia SR 125-150 | |
Atala | Atala |
Atala Hacker | |
Beta | Beta |
Beta | |
Gagiva | Gagiva |
Gagiva City | |
Derbi | Derbi |
Derbi Vamos | |
Gilera | Gilera |
Gilera Runner 50 | |
Gilera Runner 125-180 | |
Gilera Stalker | |
Honda | Honda |
Honda Bali, SFX | |
Honda CN 250 Helix | |
Honda Lead | |
Honda Lead 50 (AF 20) | 18х705 |
Honda Vision, Dio SP | |
Italjet | Italjet |
Italjet Dragster 125-180 | |
Italjet Formula 50 LC | |
Italjet Formula 50 LC 2 | |
Italjet Formula 125 | |
Italjet Velocifero | |
Kymco | Kymco |
Kymco DYX DYY | |
Malaguti | Malaguti |
Malaguti Centro, F12 Phantom, F15 Firefox | |
Malaguti Crosser | |
Malaguti F12 ( 92-94 г.в.) | |
MBK | MBK |
MBK Booster, Nitro, Ovetto, Rocket | |
MBK Evolis, Fizz, Forte, Target | |
Peugeot | Peugeot |
Peugeot Speedfight, Buxy | |
Peugeot Metropolis | |
Peugeot ST Rapido | |
Peugeot SV 50 Geo, Zenith | |
Peugeot SV 125 | |
PGO | PGO |
PGO Big Max | |
Piaggio | Piaggio |
Piaggio ET2 | |
Piaggio ET4 125 | |
Piaggio Free | |
Piaggio Hexagon 125 | |
Piaggio Hexagon 150 | |
Piaggio Hexagon 250 | |
Piaggio SKR 125-150 | |
Piaggio NRG | |
Piaggio NRG DD | |
Piaggio Sfera ( 94-95 г.в. ) Zip FR | |
Piaggio Sfera 1 ( 93 г.в. ) Zip | |
Piaggio Sfera 125 | |
Piaggio Sfera 2 | |
Piaggio Sfera 80 | |
Piaggio TPH 125 | |
Piaggio TPH 80 | |
Piaggio TPH , Storm | |
Suzuki | Suzuki |
Suzuki Address, Sepia | |
Yamaha | Yamaha |
Yamaha Axis, Breeze, Zest, Jog | |
Yamaha Aerox, Slider, Spy | |
Yamha BW’s, Zuma, Neo’s |
Ремни вариатора Mitsuboshi для скутера – выбор модели по маркировке
Раздел: Полезная информация для владельцев скутеров и мопедов
Надежность эксплуатации скутера, эффективность работы вариатора и всей трансмиссии в целом, напрямую зависит от качества ремня. Компания Mitsuboshi Belting LTD является одним из мировых лидеров по производству клиновых ремней для скутеров, автомобилей, мотоциклов, сельскохозяйственной техники, техники специального назначения и др.
Множество гигантов скутеростроения комплектуют свою готовую продукцию ремнями Mitsuboshi, (Suzuki, ряд европейских, корейских, тайваньских компаний). Как правило, размер на ремне не указан (указан лишь заводской код).
Чтобы подобрать подходящий размер ремня или определить размер по заводскому номеру, нужно лишь воспользоваться приведенной ниже таблицей.
Таблица создана в интуитивно понятном формате, где к каждому коду приводится ширина, длина, высота и угол скоса ремня.
В некоторых ячейках после кода можно обнаружить символы:
- * — Cпециальный ремень с повышенной прочностью.
- ° — Ремень с двойными зубьями.
Размеры ремней Mitsuboshi
Заводской номер | Д | Ш | У | В |
27.37001 | 859 | 14,9 | 30 | 8 |
27.37011 | 733 | 15 | 30 | 8,5 |
27.37061 | 751 | 16,5 | 30 | 8 |
27.37081 | 700 | 17,7 | 30 | 8 |
27.37101 | 797 | 16,6 | 30 | 8 |
27.37171 | 805 | 18,7 | 30 | 8 |
27.37172 | 951 | 24 | ||
27.37181 | 830 | 18,5 | 30 | 8 |
27.37191 | 871 | 23 | 28 | 10,6 |
27.37201 | 871 | 23 | 28 | 11,4 |
27.37202 | 813 | 19,1 | ||
27.37211 | 769 | 18,9 | 30 | 8,5 |
27.37221 | 836 | 21,5 | 30 | 10,2 |
27.37231 | 832 | 22 | 28 | 9,3 |
27.37241 | 893 | 22,7 | 30 | 11,4 |
27.37251 | 785 | 18,4 | 30 | 8 |
27.37261 | 847 | 22,1 | 30 | 9,2 |
27.37271 | 816 | 22,5 | 30 | 10,2 |
27.37281 | 779 | 16,9 | 30 | 8 |
27.37291 | 785 | 18,4 | 30 | 8 |
27.37302 | 919 | 22,5 | ||
27.37332 | 797 | 20,1 | ||
27.71511 | 724 | 17,5 | 30 | 8 |
27.71631 | 804 | 17,5 | 30 | 8 |
27.71831 | 828 | 22 | 30 | 9,5 |
27.71841 | 736 | 18,3 | 30 | 8 |
27.71901 | 834 | 22 | 30 | 9,5 |
27.71941 | 732 | 18,5 | 30 | 8 |
27.71951 | 848 | 18,1 | 30 | 8 |
27.71961 | 850 | 17,7 | 30 | 8 |
27.71971 | 861 | 21,7 | 30 | 10 |
27.71981 | 774 | 17,7 | 30 | 8,3 |
27.71991 | 765 | 18,7 | 30 | 9 |
27.72001 | 937 | 22,5 | 30 | 10,2 |
27.72011° | 941 | 22,0 | 28 | 12,0 |
27.72021° | 1.011 | 27,7 | 28 | 14,0 |
27.72041° | 947 | 24,4 | 28 | 14,8 |
27.72051° | 892 | 32 | 28 | 14,7 |
27.72061 | 1.006 | 23 | 28 | 11,4 |
27.72071° | 827 | 22 | 28 | 13 |
27.72081° | 1.036 | 28,2 | 28 | 14 |
27.72091° | 1.262 | 28 | 30 | 14,4 |
27.72101 | 821 | 18,2 | ||
27.72111 | 995 | 24,1 | ||
27.72121°* | 947 | 24,4 | ||
27.72131* | 832 | 22 | ||
27.72141° | 913 | 30 | ||
27.72151°* | 892 | 32,2 | ||
27.72161° | 836 | 22,6 | ||
27.72171 | 796 | 22 | ||
27.72181° | 1.042 | 24,4 | ||
27.72191° | 1.036 | 28,9 | ||
27.72201 | 763 | 18,5 | ||
27.72301 | 678 | 17,8 | ||
27.72401 | 919 | 22,0 | ||
27.72501° | 1.244 | 28 | ||
27.72601° | 1.008 | 28 | ||
27.72701 | 924 | 24,4 | ||
27.72801 | 847 | 22,4 | ||
27.72901 | 883 | 22,6 | ||
27.73001° | 931 | 30,0 |
Как правильно затягивать резьбовые соединения при ремонте скутера
Ремни вариаторные для сельскохозяйственных машин.
В параграфе приведены данные ремней по ГОСТ 25379-84, широко применяемых в сельскохозяйственных машинах. По согласованию изготовителя с потребителем ремни изготовляются с формованными или нарезанными зубьями и без зубьев.
Ремни с зубьями при угле клина 26° и малой мощности позволяют получить диапазон регулирования Д=3,5 для симметричного регулирования. В случае вариаторов средней мощности при тех же условиях диапазон регулировании составляет около 2,6. Для вариаторов большой мощности применяют ремни без зубьев, в этом случае диапазон регулирования снижается до 2.
Условное обозначение клиновых вариаторных ремней для сельскохозяйственных машин.
Ремень сечения СВ-25 с расчетной длиной 1000 мм с кордшнуром в несущем слое:
Ремень СВ-25 -1000 Ш ГОСТ 26379-84
То же, с кордной тканью в несущем слое:
Ремень СВ-25-1000 Т ГОСТ 26379-84
Ремень зубчатый сечением СВ-25 с расчетной длиной 1000 мм с кордшнуром в несущем слое:
Ремень зубчатый СВ-25-1000 Ш ГОСТ 26379-84
То же, с кордной тканью в несущем слое:
Ремень зубчатый СВ-25-1000 Т ГОСТ 26379-84
Ремень сечения 45 х 22 (табл. 4) с кордной тканью в несущем слое с расчетной длиной 4000 мм:
Ремень 45 х 22-4000 Т ГОСТ 26379-84
То же, с кордшнуром в несущем слое:
Ремень 45 х 22-4000 Ш ГОСТ 26379-84
Ремень зубчатый сечением 28 х 16 с расчетной длиной 1450 мм:
Ремень зубчатый 28 х 16-1450 ГОСТ 26379-84
Условное обозначение ремней, предназначенных для районов с тропическим климатом, дополняют индексом в соответствии с ГОСТ 15152-69.
Для чего вариатору ремень — признаки износа, стоимость замены
Вариаторный ремень (цепь) — основной элемент бесступенчатой автоматической коробки передач автомобиля. Он находится посредине конусов шкивов, расположенных на ведущем и ведомом валах вариатора (CVT). Выполняет функцию передачи энергии между ними.
При изменении оборотов силового агрегата ремень либо натягивается, либо ослабевает. Благодаря этому крутящий момент непрерывно передается на колеса и в постоянном режиме происходит изменение передаточного отношения.
Есть ли у этой детали слабые места? И как определить, что она нуждается в замене?
Что такое вариаторный ремень
В силу надежности, простоты и эффективности, широкое распространение получили клиноременные CVT, в конструкцию которых включены приводные ремни клиновидной формы.
Из-за высокой нагрузки при работе детали должны быть прочными, жесткими и одновременно гибкими, поэтому были разработаны специальные материалы и технологии производства привода вариатора.
Клиновый ремень CVT сложно устроен. Он состоит из нескольких стальных полос, соединенных между собой упругими металлическими пластинами в форме трапеции. В ходе работы, наиболее зажатый край звена передает толкающее движение от ведущего шкива к ведомому и так далее по цепочке. Такое устройство толкающего ремня позволяет передавать мощность не только той частью, которая бежит к ведущему валу, но и обратной.
Для защиты от быстрого износа и проскальзывания, на стальные ленты и соединяющие их скобы наносится специальное покрытие.
Ремень и шкивы вариатора
Для техобслуживания клиновидного ремня используется специальное масло, которое способно изменять характеристики под действием повышенного давления на участках контакта пластин с поверхностью шкивов. В результате заданные усилия передаются без трения и проскальзывания даже при небольшой площади контакта.
Цепная вариаторная КПП — разновидность клиноременной коробки. Здесь ремень заменен на широкую стальную цепь, состоящую из отдельных звеньев. Такой вариатор выпущен автоконцерном Audi под названием Multitronic.
Цепь выдерживает большие нагрузки, отличается повышенным сроком службы и увеличенным уровнем прочности, поэтому чаще используется на грузовых автомобилях.
Вариаторы с цепной передачей крутящего момента широко используются в автомобилестроении. И если с ними вдруг возникнут проблемы, справиться помогут специалисты из «Центра по ремонту вариаторов №1». Получить дополнительную бесплатную консультацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны.
Вариаторная цепь
Ресурс работы клиновидного ремня зависит от соблюдения правил эксплуатации вариаторной КПП. Для каждой коробки передач есть собственный срок, который устанавливается производителем. Он зависит от модели автомобиля, пробега или временного интервала, после истечения которого необходимы профилактические мероприятия.
Например, на Ниссан Х-Trail требуется проводить диагностику трансмиссии и ТО через каждые 100 тыс. км пробега, а на вариатор Субару Форестер производитель дает гарантию в 200 тыс. км.
Размер ремня вариатора зависит от модификации КПП. На автомобили Nissan, Mitsubishi, Renault, Suzuki или Jeep устанавливаются вариаторы JF010E, JF011E, JF015E или JF016E. Их производство осуществляет японский концерн Jatco — дочерняя компания Nissan. Европейский поставщик деталей для CVT — немецкая фирма Bosch.
Найти необходимый вид и размер ремня можно на сайтах поставщиков по VIN, типу трансмиссии (указан на маркировочной таблице кузова или КПП), марке автомобиля и каталожному номеру. В описании товара также указываются его ширина, длина, толщина, вес и аналог.
Цена на вариаторный ремень обусловлена следующими параметрами:
- модификация трансмиссии;
- оригинал или аналог;
- производитель;
- курс валют.
При покупке необходимо узнать актуальную стоимость у менеджеров.
Признаки износа ремня вариатора
Изнашивается ремень в основном в случаях несоблюдения сроков замены трансмиссионной жидкости и неправильной эксплуатации ТС с CVT. При этом может произойти его преждевременная деформация или разрыв. В таком случае ремень подлежит замене.
Сделать это необходимо при первых признаках истирания или окончании гарантийного периода эксплуатации.
Признаки, по которым можно понять, что ремень изношен:
возникают механические колебания, которые заметны при езде даже на хорошем покрытии. Вибрация идет не от мотора, а от КПП;
У некоторых CVT автослесари нередко отмечали повышенный износ по причине того, что производитель менял материалы на менее прочные, или модифицировал алгоритм управления для частой имитации ступенчатости. Но пошаговые изменения передаточных отношений нагружают ремень больше, чем плавные.
При обнаружении ременных дефектов электронный блок управления переводит вариатор в аварийный режим. Если после перезапуска двигателя машина сможет ехать, причина скорее всего в неполадках электроники.
Признаки износа ремня легко определить визуально. Со временем на нем стираются края соединительных пластин и насечки, которые создают сцепку со шкивами, а также на поверхности детали могут появиться зазоры и трещины. При этом ремень проскальзывает и не создает необходимого передаточного эффекта.
Что продлит жизнь CVT ремню
Нельзя сказать, что вариаторные ремни слишком непрочные механизмы, но, чтобы не уничтожить их раньше заложенного производителем ресурса, необходимо соблюдать правила вождения:
- не делать резких переключений передач (особенно пытаясь выбраться из грязи методом раскачки автомобиля);
- не нажимать одновременно на педали газа и тормоза в режиме Drive;
- избегать буксировки и пробуксовки колес;
- трогаться с места плавно, без резкого скачка тяги двигателя;
- не эксплуатировать трансмиссию при езде по бездорожью;
- не переключать КПП на нейтральную скорость для движения накатом;
- переводить рычаг коробки передач в Р или N при коротких остановках (длительностью до 1 минуты).
Загубить вариаторный ремень можно даже двигаясь на низкой скорости. Достаточно совершая парковку задним ходом удариться колесами о бордюр. Полученный толчок передастся на ремень, движущийся в обратном направлении, и он может деформироваться.
Чтобы ремень служил максимально долго, требуется четко выполнять регламент ТО, а рекомендованные производителем межсервисные интервалы лучше сократить вполовину. Особое внимание при техобслуживании уделяется масляным каналам и поддону. Их нужно тщательно очищать их от продуктов износа фрикционов.
При каждом ТО необходимо:
- грубой и мягкой очистки;
- проверять исправность теплообменников и магистралей системы охлаждения;
- заливать в коробку передач только трансмиссионное масло, предписанное производителем КПП.
А вы знали о том, на что нужно обратить внимание при ТО и как часто его проводить? Напишите в комментариях.
Как заменить ремень вариатора самостоятельно
Для того, чтобы самостоятельно поставить ремень, потребуются:
- ударная отвертка;
- разводные ключи;
- молоток;
- широкий устойчивый стол;
- 6 пластиковых хомутов;
- фотокамера;
- емкости из пластика для складывания деталей.
Без проблем выполнить замену ремня помогут следующие предосторожности:
- размещать емкости точно в том же порядке, в котором производится их демонтаж;
- делать пояснительные записи;
- фотографировать процесс работы поэтапно.
- Открутить болты крепления крышки раздаточной коробки и аккуратно снять ее.
- Вынуть косозубую опорную шестерню. Сложить детали и болты в емкость, подписать.
- Перевернуть коробку, достать вал и вынуть фрагмент корпуса коробки, открутить болты.
- Снять 2 зубчатых колеса.
- Открутить болты крепления маслонасоса, снять его шестеренку и цепь, убрать крышку насоса.
- Ведомый вал отвести в сторону и вынуть его из корпуса.
- Вариаторный ремень стянуть в паре мест пластиковыми хомутами, чтобы при снятии предотвратить разламывание.
- Аккуратно достать шкивы, соединенные ремнем. Внимательно следить, чтобы мусор не попал в открытые отверстия.
- Установить снятый узел на стол. Оттянуть с усилием один шкив и освободить его от ремня.
- Надеть новый элемент и выполнить сборку.
Чтобы правильно подобрать приводной ремень для вариатора, стоит учесть несколько важных критериев:
• предназначение детали именно для вариаторной КПП;
• лучше покупать расходник у официально подтвержденного производителя (проверяется у поставщика или по сервисной книжке);
• размер ремня вариатора должен точно совпадать по длине, ширине, толщине.
Неподходящая или некачественная деталь быстро выйдет из строя и загубит всю коробку передач, поэтому при покупке нового ремня экономить не стоит.
Специалисты не рекомендуют производить замену вариаторного толкающего ремнясамостоятельно. Чтобы в дальнейшем CVT работала долго и без проблем, лучше обратиться в автосервис. Мастера оценят проблему, подберут необходимый для конкретной модели ремень и профессионально его установят.
Провести диагностику и устранить неполадки любой сложности можно в «Центре по ремонту вариаторов №1». Получите дополнительную информацию по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из любого региона.
От чего зависит стоимость замены ремня вариатора в автосервисе
Диагностика вариатора на СТО делится на 2 фазы осмотра: первичный (визуальная проверка КПП) и вторичный (после монтажа КПП). Определить неисправность сложно, так как ремень находится внутри коробки передач.
Сначала специалисты смотрят целостность корпуса CVT, отсутствие течи и других дефектов. Затем приступают к разборке системы:
- снимут навесное оборудование;
- сольют отработанное масло;
- разъединят КПП и блок двигателя;
- помоют, почистят, просушат все элементы;
- определят детали, подлежащие замене;
- поставят новый ремень;
- соберут и установят КПП.
Стоимость замены вариаторного ремня в автосервисе будет зависеть от марки и возраста автомобиля, стоимости запчастей, вида поломки, срочности выполнения работ, затрат на диагностику, необходимости сопутствующих мероприятий по ТО.
Вариатор: что это такое и как работает-Топ-3 вариаторных коробок
Конструкцией вариатора предусмотрена плавная передача крутящего момента от двигателя на колеса автомобиля. Что такое вариатор и основное отличие вариаторной коробки от других аналогов – отсутствие передач. Передаточные отношения здесь меняются как в автоматическом, так и в ручном режиме. Вариатор – это упрощенное название автоматической коробки передач вариаторного типа. Еще ее обозначают латинскими литерами CVT, расшифровка — Continuously Variable Transmission, дословный перевод – трансмиссия бесступенчатая.
Как работает вариатор
Автомобили, оборудованные вариаторной трансмиссией, внешне очень похожи на машины с коробкой автомат. Что такое вариатор на автомобиле? По аналогии с другими трансмиссиями, в конструкцию коробки передач CVT тоже входят две педали, селектор переключения режимов. Режимы вариатора имеют те же обозначения:
- Р – паркинг.
- R – реверс.
- N – нормаль.
- D – драйв.
На первый взгляд устройство трансмиссий совпадает. Однако, принцип работы вариатора CVT отличается от традиционной АКПП. Здесь полностью отсутствуют фиксированные передачи, нет нумерованных первой, второй и прочих скоростей. Коробка вариатор обладает огромным количеством передач, переход с одного режима на другой осуществляется совершенно незаметно и плавно. В процессе эксплуатации транспортного средства, оснащенного вариатором, водитель не ощущает рывков, толчков и пинаний. Независимо от того, трогается машина, разгоняется или тормозит, вариатор постепенно меняет передаточное отношение без резких движений, рывков.
Разновидности коробок-вариаторов
В зависимости от конструкции механизма и области применения, вариаторы CVT подразделяются на следующие виды:
- Клиноременной вариатор.
- Цепной.
- Тороидальный.
Самый распространенный вариант исполнения – клиноременной вариатор.
Немного теории:
чтобы понять принцип действия клиноременной передачи, рекомендуется представить два шкива сложной конструкции, взаимно отдаленные на небольшое расстояние;
каждый шкив вариатора состоит из двух конусообразных дисков, верхушки которых сходятся и расходятся;
оба шкива огибает специальный ремень.
Устройство вариаторной коробки передач
В состав каждого шкива входят по два конуса 20°, которые отцентрированы вершинами относительно друг друга. Клиновидный ремень вариатора входит в меж-конусное пространство. Свое название ремень получил, благодаря оригинальной форме сечения в виде буквы V. Такой профиль позволяет увеличить площадь контакта, силу трения между ремнем и шкивами вариатора.
Сближение конусов приводит к увеличению диаметра шкива. Соответственно, при их разведении – он уменьшается (эффект переменного рабочего диаметра шкива). Шкивы переменного диаметра расположены строго попарно. Один из них – ведущий (входной), он является продолжением коленчатого вала силового агрегата. Ведущий шкив вариатора передает вращение на второй (ведомый) шкив, элементы коробки передач, трансмиссию, колеса автомобиля.
Существует термин «радиус основного тона», он характеризует расстояние от ремня до центров клиновидных шкивов. Когда шкивы вариатора разведены и находятся максимально далеко друг от друга, этот параметр минимален. При максимальном сближении конусов ремень перемещается к наружному краю, увеличивая радиус. Отношение радиусов основного тона, ведущего и ведомого шкивов, регулируется специальным устройством бортового компьютера.
Интересно: Если на одном из шкивов вариатора увеличивается радиус охвата, на другом, он синхронно уменьшается. Благодаря данному эффекту, ремень находится постоянно в натянутом состоянии. При взаимном изменении радиусов создается бесконечное множество передаточных отношений – от минимального до максимально высокого. Например, если радиус основного тона на ведущем шкиве очень маленький, на ведущем он приближается к максимуму. При этом скорость вращения выходного вала низкая, что соответствует пониженной передаче автомобиля. Для увеличения скорости машины достаточно сблизить конусы ведущего шкива вариатора.
Изменяя радиусы охвата на ведущем и ведомом шкивах, можно получить бесконечное множество значений передаточного числа вариатора. В коробке передач CVT шкивы, размещенные на ведущем и ведомом валах, оборудованы специальным гидроприводом, при помощи которого конусообразные половинки синхронно сдвигаются/раздвигаются. При этом передаточное число вариатора изменяется в широких диапазонах.
Чтобы обеспечить движение автомобиля в режиме заднего хода, в конструкцию коробки вариатор включен набор шестерен (планетарный механизм). При помощи включения зубчатых зацеплений в заданном порядке, выходной вал вариатора может изменять направление вращения.
Помимо трех основных компонентов, описанных выше, в состав системы электронного управления вариатора также входят различные датчики, микропроцессоры. Бортовой компьютер, встроенный в трансмиссию, управляет положением конусообразных шкивов вариатора, исходя из нагрузок и скорости передвижения транспортного средства.
Устройство клиновидного ремня
Ремень в клиноременном вариаторе CVT отличается сложным устройством. Благодаря использованию новейших материалов, ремни вариаторов очень надежны и эффективны. Вместо цепей и резиновых ремней, огибающих шкивы, в коробках вариатор применяются гибкие металлические ремни клиновидной формы (наборные металлические ленты).
Схема устройства металлического ремня вариатора:
Основой высокопрочного ремня вариатора служат тонкие полоски упругой стали (количество полос равно 9 – 15 штук), которые скреплены при помощи пластин сложной формы. Эти детали имеют форму трапеции, они плотно нанизаны на стальные ленты. Материал изготовления скрепляющих пластин – углеродистая легированная сталь высокой прочности.
Основные преимущества клиновидных стальных ремней:
- Сверхвысокая прочность ремня вариатора.
- Отсутствие эффекта проскальзывания.
- Повышенная жесткость изделия при передаче усилий на сжатие (толкающий ремень).
- Способность передавать максимальный крутящий момент от силового агрегата на ходовую часть.
- При работе вариатора ремень не издает много шума.
Общий вид клиновидного ремня CVT:
Образец цепи, установленной в вариаторе авто фирмы АУДИ:
Клиновой ремень вариатора Audi изготовлен в виде широкой цепи, состоящей из отдельных стальных пластин.
Интересно: Для технического обслуживания клиновидной цепи вариатора используется специальный масляный состав. Смазочная жидкость способна изменять свои характеристики под воздействием повышенного давления в местах контакта пластин с поверхностью шкива. В результате чего, цепь вариатора CVT передает заданные усилия без проскальзывания и трения даже в условиях маленькой площади контакта.
Особенности управления коробкой вариатором
Когда автомобиль, оснащенный стандартной коробкой автомат, набирает скорость, приходится раскручивать обороты двигателя перед включением каждой передачи. Автомобиль с вариатором разгоняется при постоянных оборотах силового агрегата. На основании программы управления, выбранной водителем, вариатор самостоятельно изменяет передаточное число трансмиссии.
При подъемах на возвышенность, преодолениях преград или торможениях водитель нажимает на педаль газа, а вариатор автоматически снижает передачу. В это время диски шкивов синхронно передвигаются (сходятся/расходятся), занимают заданное положение, чтобы обеспечить требуемую величину момента кручения выходного вала вариатора.
При помощи электроники, коробка вариатор CVT может резко переключаться, например, перескакивая с виртуальной шестой на восьмую передачу. Или, по желанию водителя, можно постепенно переходить на следующий режим с имитацией последовательного переключения.
Где применяются вариаторы CVT
Благодаря простоте конструкции и комфортности управления, коробки передач вариаторного типа устанавливаются на автомобилях известных производителей: AUDI, INFINITY, NISSAN и др.
Вариаторы также нашли широкое применение в следующих механизмах и технических устройствах:
- Сверлильные станки.
- Тракторы и прочие сельхоз машины.
- Мотороллеры.
- Снегоходы.
Коробка вариатор, плюсы и минусы
При сравнении КПП вариаторного типа с классической коробкой автомат, выясняется, что АКПП состоит из многочисленных шестерен, валов, синхронизаторов, муфт, тормозов, гидравлической системы, плиты с масляными каналами и пр. Вариатор отличается простотой конструкции. В его состав входят только три основных компонента: ведущий и ведомый шкивы, а также приводной ремень.
Коробки вариаторы набирают популярность среди автопроизводителей и владельцев автомобилей, благодаря большому количеству достоинств:
- Возможность набирать и снижать скорость без переключения режимов.
- Плавность передвижения автомобиля при изменении скоростей вариатора.
- Стабильность показателей мощности, вне зависимости от скорости машины.
- Существенная экономия топлива.
- Чуткая реакция электронной системы вариатора на изменения характера дороги (движение по скользкой дороге, на подъем, под уклон).
- Отсутствие вынужденного замедления (авто не снижает скорость даже при преодолении подъемов).
- Минимальные потери мощности вариатора, в сравнении с АКПП.
- Отличная динамика разгона.
- Стабильность оборотов двигателя.
- Меньшие выбросы вредных веществ.
- Простота устройства, минимальное количество рабочих элементов.
Благодаря сравнительно небольшому количеству составляющих, вариатор имеет намного меньший вес, чем аналогичная коробка автомат.
Вариаторы обладают простой конструкцией, но это не исключает необходимости регулярного технического обслуживания. Больше всего хлопот и неприятностей доставляет ремень вариатора CVT. Кроме компьютерной диагностики, здесь требуется производить замену клиновидных или цепных ремней после каждого пробега, равного 50 – 60 000 км. Бывают случаи, когда ремень вариатора нужно менять намного раньше. Все зависит от марки машины, модели вариатора, условий эксплуатации автомобиля.
Наряду с очевидными преимуществами, коробка вариатор обладает определенными недостатками:
- Вариатор плохо переносит усиленные нагрузки.
- Его редко устанавливают на внедорожники, которые эксплуатируются на тяжелых трассах.
- Сравнительно небольшой срок эксплуатации.
- Трудно найти квалифицированного специалиста по ремонту и восстановлению работоспособности вариаторов.
- В мастерских автосервиса часто предлагают полностью заменить поломанный вариатор на новый дорогостоящий механизм. Стоимость нового вариатора составляет более 30% от общей цены на автомобиль.
Внимание: Многие водители отмечают в поведении вариатора некоторую медлительность при переключении передач – эффект задумчивости. Не всех автовладельцев удовлетворяет задержка в одну-две секунды.
Устройство тороидального вариатора
В отличие клиноременной конструкции, вариатор тороидального типа состоит из двух дисков, выполненных в виде вогнутых криволинейных поверхностей. Вращение от ведущего элемента на ведомый передается при помощи специального ролика скользящего действия. При его наклоне и перемещении к наружному диаметру ведомого диска происходит увеличение передаточного числа. Соответственно, при наклоне ролика в противоположную сторону и смещении к центру диска, передаточное отношение вариатора снижается.
Схема устройства и принципа действия тороидального вариатора:
Основные требования к тороидальным вариаторам: высокий коэффициент полезного действия, длительный срок эксплуатации. Чтобы обеспечить выполнение поставленных задач, при изготовлении элементов вариатора используются дорогостоящие материалы, современные технологии.
Тороидальные вариаторы отличаются относительной простотой, однако, такие вариаторы редко применяются в современном автопроизводстве. Это объясняется следующими факторами:
- повышенная требовательность к точности изготовления рабочих элементов;
- прочности поверхностного слоя сопрягаемых дисков и роликов;
- использование дорогих технологий при изготовлении узлов и деталей;
- сложность настроек;
- высокая стоимость специальных смазочных материалов.
Как работает тороидальный вариатор
Глядя на схему тороидального устройства, может показаться, что оно не относится к механизмам вариаторного типа. Здесь отсутствует ременная передача, шкивы не перемещаются относительно друг друга (не сходятся и не расходятся), валы стоят неподвижно. Но, если проанализировать принцип действия данного механизма, получается, что он очень похож на классический вариатор:
- Ведущий диск вариатора прочно сидит на выходном валу двигателя внутреннего сгорания.
- Ведомый – передает вращение на приводной вал главной передачи.
- Ролики передают момент вращения от силового агрегата на ведомый диск.
- Передаточное число изменяется, в зависимости от угла наклона роликов и места контакта с дисками.
Благодаря двум степеням свободы, ролики вариатора могут крутиться вокруг своей оси, а также совершать наклоны в вертикальном направлении. В результате происходит их контакт с дисками на различных уровнях.
Источник https://rosavto-spb.ru/ustrojstvo-i-obsluzhivanie/remen-variatora-razmery.html
Источник https://variator.expert/ustrojstvo/variatornyj-remen
Источник https://motoran.ru/transmisii/chto-takoe-variator